0 просмотров

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Рубрика: Образование и обучение

Дата публикации: 28.09.2018

Статья просмотрена: 752 раза

Библиографическое описание:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Э. Ф. Абдусалямова, Л. З. Галиева, Л. В. Гильманова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3580/ (дата обращения: 16.11.2021).

Развитие связной речи детей дошкольного возраста является наиболее важной задачей их социализации, так как именно речь является средством коммуникации, обучения и развития в целом, об этом говорится и в ФГОС ДО. Вопрос развития связной речи детей был и находится в центре внимания педагогов и психологов. Особенности и механизмы формирования связной речи дошкольников раскрываются в работах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, А. М. Бородич, Л. Н. Ефименковой, В. В. Коноваленко.

В свою очередь В. В. Коноваленко выделяет важнейшие задачи работы по развитию речи дошкольников в дошкольном учреждении: формирование речевого аппарата у дошкольников, его эластичность, четкость; развитие речевого слуха; накопление содержательной стороны речи; работа над речевыми формами, её структурой. Автор выделяет два вида связной речи: диалогическую и монологическую.

Статья в тему:  Скоро лето прикольные. Лето: прикольные статусы, афоризмы, цитаты. Самые лучшие летние статусы: скоро лето

Специалист по воспитанию детей раннего возраста А. Арушанова, отмечает три этапа овладения детьми активным словом:

1 этап  внимание ребенка и его инициативность направлена на предмет, то есть «Дай-дай!». Слова взрослого не вызывают интереса, не стимулирует речь.

2 этап — ребенок переключает свое внимание на взрослого и прислушивается к слову. Он смотрит на взрослого человека, указывает при этом на предмет, сопровождает действие лепетом.

3 этап — ребенок начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к словам, которые тот говорит. Малыш пытается повторить данные слова.

Г.А Урунтаева выделяет особенности развития речи в раннем возрасте: развитие речи связано с процессом взаимодействия с взрослым и включено в практическую деятельность; формируется активная речь, которая становится средством общения с окружающими; складываются коммуникативная и обобщающая функции речи; речь отражает опыт взаимодействия с окружающим миром.

Наше дошкольное образовательное учреждения МАДОУ № 112 «Мозаика» города Набережные Челны в основу своей работы положило развитие связной речи дошкольников. Рассматривая уровень сформированности связной речи у дошкольников среднего возраста по методике В. П. Глухова и Н. Г. Смольниковой, Е. А. Смирновой отметили, что детям как контрольной, так и в экспериментальной групп тяжело пересказывать и составлять описательный рассказ. В данных группах преобладает средний и низкий уровень развития связной речи.

Данные, полученные на констатирующем этапе, были учтены в экспериментальной деятельности. Поэтому на формирующем этапе исследования нами был разработан и предложен для реализации комплекс занятий, который нашел свое отражение в перспективном плане занятий.

Статья в тему:  Общение с деревьями. Умеют ли растения разговаривать. Как избавится от негативной энергии и заболеваний

Перспективный план работы с детьми по развитию связной речи

Месяц

Тема

Цель

Знакомство и пересказ с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»

Чтение с русской народной сказкой «Гуси — лебеди», выделение основных структурных моментов произведения.

Учить дошкольников пересказывать текс используя опорную схему.

Овощи — наши друзья

Учить дошкольников составлять описательный рассказ-загадку о предмете.

Учить дошкольников сочинять сюжетный рассказ по содержанию картины.

В поисках волшебной книги

Учить дошкольников составлять сюжетные, творческие рассказы на выбранную тему.

Учить детей придумывать и рассказывать рассказы по заданной теме.

Учить дошкольников рассказывать произведение с опорой на кружки–заместители.

Знакомство дошкольников с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Хаврошечка», учить пересказывать произведение по опорной схеме.

В поисках волшебной книги

Учить дошкольников составлять сюжетные, творческие рассказы на выбранную тему.

Учить дошкольников составлять сюжетные, творческие рассказы на выбранную тему.

Учить дошкольников составлять описательный рассказ–загадку о предмете.

Путешествие в Африку

Учить детей составлять рассказы — сравнения.

Учить дошкольников составлять описательные рассказы на предложенную педагогом тему.

Учить дошкольников составлять описательные рассказы на предложенную педагогом тему.

Учить дошкольников составлять описательные рассказы на предложенную педагогом тему.

Где зимует рыбка

Учить дошкольников составлять описательные рассказы на предложенную педагогом тему.

Знакомство детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», учить пересказывать текст сказки по схеме.

Статья в тему:  Если парень говорит что у. Как определить, что мужчина хочет тебя? Все мысли только об одном…

Продолжать учить дошкольников пересказывать художественное произведение с опорой на кружки — заместители.

Учить дошкольников составлять описательный рассказа по картинке.

Знакомство детей с русской народной сказкой «Зимовье»»

Познакомить дошкольников с русской народной сказкой «Зимовье», продолжать учить составлять описательный рассказа по картинке.

В гости к сказке

Учить дошкольников пересказывать произведение с опорой на кружки-заместители.

Знакомство детей со сказкой В.Катаева «Цветик семицветик»

Познакомить детей со сказкой В.Катаева «Цветик семицветик», продолжать учить детей составлять описательный рассказа по картинке

Подарок для поваров детского сада

Учить дошкольников составлять описательный рассказа по картине.

На контрольном этапе, после проведенного повторного исследования уровня сформированности связной речи выяснили, что результаты экспериментальной группы значительно улучшились. Это было связано с процессом взаимодействия со сверстниками по задачам речевого развития на дополнительных занятиях.

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — Москва: Издательство «Академия», 2007,—328 с.
  2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В. П. Глухов. —Москва: АРКТИ, 2014.— 168 с.
  3. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. — М.: Изд-во Просвещение, 2015. — 235с.
  4. Зарубина, Н. Д. Методика обучения связной речи / Н. Д. Зарубина.—Москва: Издательство «Русский язык», 1997,—308 с.
Статья в тему:  Промежуток между датами. Вычисление разности дат в Microsoft Excel

Что такое связная речь

Что же такое связная речь, и почему развитие связной речи у детей дошкольного возраста так важно?

Связная речь является одной из самых сложных форм коммуникации – основного инструмента познания мира. Если ваш малыш:

задает сложные вопросы;

пересказывает услышанное — рассказы, сказки, стихи;

рассказывает об увиденном, например, как прошел его день;

легко и с удовольствием составляет рассказ по картинке (или логически связанной серии картинок),

при этом его речь:

развернутая, состоящая из нескольких сложных, правильно выстроенных предложений;

эти предложения логически связаны и объединены одной темой;

в них сохранен грамматический строй,

то можно говорить, что он обладает навыками связной речи.

Основная функция, которую выполняет связная речь в жизни ребенка, – это коммуникация. Она базируется как на диалоге, так и на монологе. Именно поэтому связная речь включает в себя эти два направления. Если у вашего малыша возникают трудности даже в одном из них, можно говорить о серьезных проблемах в коммуникации ребенка. Полноценная связная речь является залогом способности ребенка налаживать связи со сверстниками и взрослыми, влияет на адаптацию и поведения в обществе, правильное развитие практически всех психических процессов. То есть связная речь – это важнейший компонент гармоничного и целостного развития личности ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector