Трифонов монастырь Киров
Трифонов монастырь Киров
Трифонов монастырь находится на берегу реки в историческом центре Кирова. Кафедральный Успенский собор монастыря — старейшее здание города и древнейший сложенный из камня вятский православный храм, которому посчастливилось уцелеть до сегодняшнего дня. Сейчас собор носит статус федерального памятника архитектуры с трехвековой историей.
Трифонов монастырь в Кирове возник благодаря удивительному человеку — монаху Пыскорского монастыря Трифону, в 1580 году он появился в городе и вознамерился организовать здесь мужской монастырь.
Горожане поддержали идею Трифона, и он отправился в Москву с челобитной к самому государю Ивану Грозному. Миссия подвижника увенчалась успехом. Царская грамота даровала Трифону право на земли, отведенные им под монастырь, и ряд населенных деревень, озер, лугов и участки наделов под пашню. Сам Трифон был рукоположен в сан иеромонаха и назначен руководить строительством своего монастыря.
Трифон возвратился в Хлынов уже в статусе настоятеля будущего монастыря. Уже спустя год в новом монастыре был построен первый храм — Успенский. Церковь была с шестью верхами и с пятью приделами. И снова Трифон отправился в Москву за помощью — пришло время отделывать здание внутри и наполнять его церковной утварью.
Новый государь, Феодор Иванович, также приветил Трифона и возвратился подвижник с дюжиной возов, нагруженных иконами, ризами, христианскими книгами и церковной утварью. В 1589 году храм освятили, он стал соборным для монастыря, названного также Успенским.
В XVII век в ансамбль Трифонова монастыря добавились высокая колокольня, жилые кельи, хозяйственные помещения и часовня: она обозначила святой источник, который, согласно монастырскому преданию, обустроил сам преподобный Трифон.
Спустя век после освящения деревянной Успенской церкви ее сменил величавый каменный собор, его строили с 1684 по 1689 год. Он стал первым в Трифоновом монастыре каменным храмом и третьим каменным строением в Хлынове, а сегодня, после их утраты, Успенский собор остается в городе наиболее древним зданием.
При закладке фундамента был обнаружен гроб почившего Трифона Вятского. Мощи преподобного со всеми подобающими почестями перенесли в собор вместе с его личными вещами.
31 мая 1689 года Успенский собор торжественно освятили, с тех пор храм стал главным зданием Трифонова монастыря Кирова и продолжает соответствовать и выглядеть сообразно своему высокому назначению. Это подлинная архитектурная доминанта всего ансамбля монастыря.
Трифонов мужской и женский монастырь в Верхнечусовских городках
По пути из Перми в Чусовой находятся живописные и красивые холмы, плавно переходящие в горы. На этих живописных местах расположились мужской и женский Успенский монастырь.
Вид на реку Чусовая у источника Трифона Вятского
Успенский Трифонов мужской скит – творение Трифона Вятского
С именем Трифона Вятского связано необыкновенное место на реке Чусовой. Это место считалось у местных жителей нехорошим – ранее на горе славили языческих богов местные племена. Трифону было некомфортно в Пыскорском монастыре, слава лекаря и известного праведной жизнью монаха не приносила ему радости. Он просил разрешения основать свой монастырь вдалеке от крупных населенных пунктов. В 1572 году недалеко от деревни Успенка на берегу реки Чусовой на «плохом» месте Трифон строит часовню, открывает чудотворный источник, помогающий ему лечить людей. Постепенно к нему присоединяются монахи и монахини. Основывается Успенский монастырь.
Ныне от монастыря остался храм Успения Божией Матери, выстроенный в 1864 году. В советское время в храме размещалась спичечная фабрика. В 1997 году храм передан верующим, монахи пермского Троице-Сергиевского монастыря основывают скит и начинают восстановление храма.
Храм мужского монастыря
Часовня Трифона Вятского и чудотворный источник
Часовня Трифона Вятского была построена из дерева и не сохранилась. Она была восстановлена в 2003 году на прежнем месте. Возле часовни – смотровая площадка.
Прекрасный вид на уральскую реку и небольшой остров. Это все, что осталось от древнего Нижнечусовского городка, основанного в 1568 году владельцами этих мест — Строгановыми. Именно от этого места Ермак Тимофеевич в 1581 году отправился покорять Сибирь. На островке стоит небольшой обелиск в честь похода Ермака. Слева от часовни посередине крутого склона был открыт исцеляющий источник.
Часовня Трифона Вятского у Святого источника
Сейчас он обустроен, сделаны две купели, воду из источника поднимают насосом в храм. Вода в источнике имеет совершенно уникальную структуру. И вся энергетика этого места словно заряжает человека, восстанавливает силы, успокаивает. После посещения купели многие отмечают улучшение самочувствия. Воду из источника везут больным.
Явленая икона Казанской Божей Матери и Верхнечусовская Казанская Трифонова женская пустынь
От часовни Трифона Вятского видна Казанская Трифонова пустынь, находящаяся на Митейной горе, в селе Красная Горка. С 1996 года это действующий женский монастырь. Основное святое чудо монастыря – явленая икона Казанской Божией Матери. Явилась икона в 5 километрах от Красной Горки у деревни Заболотье, в XVIII веке. Когда икону подняли с земли, из-под нее забил святой источник.
Казанская Трифонова женская пустынь
До революции икона хранилась в часовне возле источника. Во время гонений на церковь местные жители спрятали икону, в храм она вернулась после начала богослужений. И до сих пор являет чудеса исцеления. Сестры в монастыре ведут записи чудес, совершенных иконой. Многие исцеленные, возвращаясь, в благодарность дарят Божей Матери кольца, цепочки, другие ювелирные украшения. По их количеству можно судить о чудесах, совершающихся в Казанской Трифоновой пустыни.
Святой источник на месте обретения Казанской иконы Божией Матери
Слава о чудесной иконе перешагнула границы России. Со своими бедами к Божией Матери едут из Англии, США, Австралии. И все получают помощь и поддержку.
Как добраться до монастырей Верхнечусовских городков
Выехать из Перми в сторону Березников, на кольце уйти на город Чусовой. Эта дорога называется северный широтный коридор. Чтобы добраться до мужского монастыря, необходимо повернуть у отворота на поселок Успенку. Чтобы добраться до женского монастыря, повернуть через 5 километров на отворот в сторону Верхнечусовских городков.
Интересное видео про святые места в Верхнечусовских городках
Верхний Чусовской городок
Как и Нижний, Верхний Чусовской городок первое время представлял собой крепость для защиты от набегов. Он возник предположительно в 1616 году (по другой версии — около 1568 года) в устье реки Усолки.
В 1616 году в Верхнем Чусовском городке у Строгановых начали действовать соляные промыслы. Соль вываривали до 1785 года. После окончания соледобычи местные жители занимались различными промыслами.
В городке было несколько церквей. В 1678 году Строгановы построили себе большой каменный дом, а в 1773 году рядом возвели каменную пятиглавую Рождественскую церковь. Во второй половине XIX века тут появились мужское и женское училища, больница. В 1875 году Верхний Чусовской городок стал волостным центром. Известно, что в начале XX века тут проживало около 2 тысяч человек.
Храм Рождества Христова и Строгановский дом в селе Верхние Чусовские Городки. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.
Предполагалось, что эта территория уйдет под воду при строительстве Камского водохранилища, поэтому в середине XX века все постройки разрушили, а населённый пункт перенесли на другой берег.
Современный посёлок Верхнечусовские Городки стоит на левом берегу Чусовой. В 1953 году сюда переселили жителей Чусовских городков перед затоплением.
Сейчас на месте бывшего Верхнего Чусовского городка расположена паромная переправа к нынешнему поселку Верхнечусовские Городки. Слева от переправы на берегу установлен металлический крест на месте снесённой церкви. GPS-координаты: N 58° 11.509´; E 57° 07.783´.
Священник П. Первушин в 1848 году писал про жителей села Верхнечусовские городки Пермского уезда:
«Наружным видом отличаются от всех обитателей Чусовой. Рост они имеют преимущественно средний, в частях тела видна их соразмерность и правильность; господствующий цвет лица белый, при правильном очертании оного, волосы – по большей части светло-русые, глаза серые, исполненные живости. Вообще в лице выражается всегдашняя весёлость, довольство».
Территория Верхнего Чусовского городка обследовалась в 1981 году археологом В.А. Обориным, а в последующем и некоторыми другими исследователями.
История
Основан в 1580 году (грамота царя Ивана Васильевича от 2 июня (11 июня) 1580 года) преподобным Трифоном Вятским, пришедшим сюда из чусовских владений солепромышленников Строгановых, на южном берегу Засорного оврага, на месте двух древних кладбищенских церквушек. Сначала он поставил деревянный храм во имя Благовещения, а около 1599 г. — уникальную деревянную Успенскую церковь с 6 разновысокими шатрами, о которой дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601) сообщает:
На Вятке в Хлынове городе монастырь стал… а внём соборный во имя Успения… деревян, круглой, о шти приделах и шти верхах, сооружение мирское всех вятских пяти городов.
Рядом с обителью уже вскоре выросли 2 монастырские слободки — малая, за монастырём, которую назвали Кикиморской, и большая, у самого монастыря, которую часто поэтому называли Заоградной. В течение первого века своего существования Успенский монастырь оставался деревянным и полностью сохранил свою первоначальную планировку, живописно дополняя силуэт города. В последующем столетии деревянные монастырские храмы, ограда, хозяйственные постройки и жилые здания постепенно были перестроены в камне.
Среди детей боярских, служивших в XVII—XVIII вв. на архимандритском дворе, известны фамилии Холуевых, Вепрёвых и др. В 1856-57 гг. в монастыре проходил послушание будущий святитель Мелетий (Якимов).
В 1918 г. монастырь был закрыт, Успенский собор ещё 11 лет продолжал действовать как приходской храм (под контролем обновленцев). Монахи (их было перед революцией 15 человек) отправлены в «кизеловский концлагерь», известный тяжёлыми условиями содержания. В 1935 г. были снесены часть ограды и колокольня, к 1942 г. южная стена и угловые башни были разобраны на кирпич. В монастырских зданиях были устроены коммунальные квартиры и общежития, сюда же въехала швейная фабрика, было налажено производство хлебопродуктов. Для производственных нужд на территории монастыря была выстроена мазутная котельная. Дореволюционный иконостас сохранился только в Успенском соборе, который был приспособлен для размещения архива.
В послевоенный период Трёхсвятительская и Никольская церкви поступили в распоряжение областного управления культуры. Первые реставрационные работы в зданиях монастыря, пришедших в крайнюю ветхость, были проведены в 1950-е годы; новая реставрационная кампания пришлась на 1980-е годы. Утверждается, что при проведении работ были выявлены древние подземные ходы, ведущие в близлежащий женский монастырь. Собор был передан в безвозмездное пользование епархии в 1989 году, через два года был возобновлён и весь монастырь.
Монастырский некрополь был уничтожен в 1930-е годы. В конце XX в. на территорию монастыря стали свозиться старинные надгробные памятники, преимущественно с разрушенного городского Богословского кладбища.
Список настоятелей приведен по книге Е. В. Кустовой.
- Трифон (Подвизаев), строитель (1580—1590), игумен (1590—1600), архимандрит (1600/1601 — 8 сентября 1612)
- Иона I (Мамин), здесь и далее архимандрит (1601—1612, 1612—1617/18)
- Иона II (Калязин) (1617/18—1631)
- Герасим (Путников) (1631—1633)
- Иосиф I (1634)
- Герасим (Путников) (1635—1638)
- Александр I (1641—1647)
- Иоаким (1648/49—1653)
- Александр II (1653)
- Моисей (1654—1657/58)
- Сергий (Колачников) (1659—1670)
- Иов (1673—1675)
- Иоиль (1675—1679)
- Александр III (Лопатин) (1679—1715)
- Парфений (Катаев) (1715—1731)
- Пафнутий (1731—1733)
- Александр (Корчемкин) (1733—1734)
- Лаврентий (Полторацкий) (1734—1735) (наместник)
- Павел (Вотинов) (1739—1740)
- Даниил (Щепин) (1740—1744)
- Иоасаф (Потёмкин) (1744—1751)
- Никон (1752—1755)
- Давид (1755—1764)
- Софония (Македонский) (1764)
- Андрей (Таршевский) (1764—1771)
- Поликарп (Павловский) (1772—1774)
- Транквиллин (1774—1776)
- Каллист (Звенигородский) (1776—1796)
- Лаврентий (Долматов) (1796—1800)
- Мисаил (Сапожников) (1800—1817)
- Иустин (Сементовский) (1817—1823)
- Феофилакт (Пинегин) (1824—1829)
- Иероним (Нестеровский) (1829—1834)
- Никодим (Казанцев) (1835—1841)
- Амвросий (Красовский) (1841—1868)
Епископы Сарапульские
- Геннадий (Левицкий) (23 января 1868—1872)
- Палладий (Пьянков) (1872—1877)
- Павел (Вильчинский) (1877—1878)
- Нафанаил (Леандров) (1878—1882)
- Тихон (Троицкий-Донебин) (1882—1886)
- Никон (Богоявленский) (1888—1889)
Епископы Глазовские
- Никон (Богоявленский) (1889—1893)
- Симеон (Покровский) (1893—1894)
- Варсонофий (Курганов) (1894—1904)
- Филарет (Никольский) (январь — ноябрь 1904)
- Павел (Поспелов) (1905—1918)
наместники
- Иов (Муравьёв) (25 сентября 1991 — 5 октября 2011)
- Феодор (Рулев) (с 16 марта 2012)
Бывшие владения
Царь Фёдор I Иоаннович подписал 31 января 1595 года грамоту об отводе во владение Вятскому Успенскому монастырю Вобловицкой волости Слободского уезда. Из этой волости только починок, а позднее деревня Путятинская, упоминается ранее, в «Сотой грамоте» от 31 декабря 1590 года в числе земель Трифонова монастыря. Тогда на территории Вобловицкой волости имелись погост с церковью во имя святого Ильи пророка (будущее село Полом), две деревни и 44 починка. Согласно переписи здесь в 67 дворах проживало 84 человека (мужского пола работоспособного возраста, с учетом этого общее число душ приближалось к 300). К этому времени вобловицкие крестьяне имели порядка 180 гектаров пашни и около 70 сенокосных угодий.
Грамота от 1629 год]а свидетельствует, что в состав Вобловицкой вотчины входили 4 села: Нагорское, Мулино, Синеглинье и Спасское (Вобловица) — нынешний Полом, а также несколько приписанных к ним деревень и починков по рекам Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке. Количество дворов в вотчине не показано. А по переписи 1678 года в этих местах обитало уже крестьян: 184 мужского и 204 женского пола.
В том же 1595 году монастырь получает новые незаселенные земли Казанского уезда, основав там к 1601 году первое поселение Полянки на реке Вятка (Вятские Поляны), заселив его своими крестьянами с Вобловицкой волости и Хлынова.
Позже монастырь был наделён пустыми землями в Сунской и Кырчанской волостях, заселяя их крестьянами из своих старых вотчин.
Бывшие владения
Царь Фёдор I Иоаннович подписал (10 января 1596) года Грамоту об отводе во владение Вятскому Успенскому монастырю Вобловицкой волости Слободского уезда. Из этой волости только починок, а позднее деревня Путятинская, упоминается ранее, в «Сотой грамоте» от (10 января 1591) года в числе земель Трифонова монастыря. Тогда на территории Вобловицкой волости имелись погост с церковью во имя святого Ильи пророка (будущее село Полом), две деревни и 44 починка. Согласно переписи, здесь в 67 дворах проживали 84 человека (мужского пола работоспособного возраста, с учётом этого общее число душ приближалось к 300). К этому времени вобловицкие крестьяне имели около 180 гектаров пашни и около 70 сенокосных угодий.
Грамота от 1629 года свидетельствует, что в состав Вобловицкой вотчины входили четыре села: Нагорское, Мулино, Синеглинье и Спасское (Вобловица) — нынешний Полом, а также несколько приписанных к ним деревень и починков по рекам Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке. Количество дворов в вотчине не показано. По переписи 1678 года, в этих местах обитало крестьян: 184 мужского и 204 женского пола.
В 1595 году монастырь получил новые незаселённые земли Казанского уезда, основав там к 1601 году первое поселение Полянки на реке Вятке (Вятские Поляны), заселив его своими крестьянами с Вобловицкой волости и Хлынова.
Позже монастырь был наделён пустыми землями в Сунской и Кырчанской волостях, заселяя их крестьянами из своих старых вотчин.