ВПР — для чего, кому и зачем
ВПР — для чего, кому и зачем?
19 июня 2018 • 14:42
Всероссийские проверочные работы (ВПР) появились в практике российского образования в 2015 году. Прошло почти три года, но эта тема до сих пор актуальна. На Педсовете мы встречаем множество разнообразных мнений в статьях и комментариях. Обобщить их и получить представление о том, как учителя воспринимают и оценивают ВПР и все, что связано с ними, нам помогут итоги исследования, которое мы провели в мае-июне 2018 года.
На наши вопросы ответили 611 педагогов из разных населенных пунктов страны.
По преобладающим вариантам ответов учителей, участвовавших в данном исследовании, складывается такое мнение о ВПР:
- ВПР в школе нужны для анализа образовательной деятельности, актуализируют деятельность учителя и ученика, но приводят к их перегрузке;
- ВПР должны проводиться в основном в параллелях с 4 по 8 класс, в каких — определяет школа, желательно с возможностью выбора между обязательностью и необязательностью их проведения;
- подготовка учащихся к ВПР должна проводиться на уроках как учителем, так и учеником;
- в современном варианте проведения ВПР способствуют возникновению организационных проблем в школах, задания ВПР не учитывают вариативность программ и учебников,
- проблемы, связанные с ВПР, приводят к отрицанию их необходимости в современном образовании.
А теперь о вопросах и ответах в исследовании подробнее.
Нужны ли в школе ВПР?
С мнением о том, что ВПР нужны, можно считать согласившимися 75 процентов респондентов. Согласие с необходимостью проведения ВПР выразили и половина из тех, кто дал на этот вопрос свой ответ:
- ВПР нужны, но они должны быть составлены в соответствии с УМК, по которому обучаются учащиеся;
- нужны, если цель состоит в проверке единого образовательного пространства; если выявляются несовпадения предметных линий, как в сроках прохождения, так и содержательной части.
Не нужны же такие проверочные работы, ответили 25 процентов респондентов, потому что:
- Задания ВПР не соответствуют школьной программе. (пунктуация, поставленная автором ответа, сохранена).
Какие проблемы создает ВПР?
Участники исследования, давшие свой ответ, дополнили список предложенных нами проблем:
- вопросы надуманные и не всегда корректные;
- замена вариативности единообразием преподаваемого материала;
- перегрузка учителей, дополнительная нагрузка для учителя: проверить за день 60 работ и внести данные в «безумную» таблицу;
- проблемы организационного характера: накладка мониторинговых, промежуточных работ и ВПР, праздники, не в каждой школе есть техника, позволяющая быстро распечатать материалы;
- потеря часов предметов, во время которых шла ВПР;
- ориентация на отчетность, а не на учебный процесс;
- уровень недоверия школе зашкаливает;
- пустая трата денег.
К 11 процентам тех респондентов, которые не считают, что ВПР создает какие-либо проблемы, добавились два положительных ответа:
- если ребенок занимался в течении всего года, то никаких стрессовых ситуаций у ребенка нет, эту работу ребенок воспринимает как контрольную;
- если задания ВПР соответствуют пройденному материалу, то никаких.
Для чего нужны ВПР?
Как видим, 93 процента участников исследования находит у ВПР практическое значение для школы и образования в целом и только три процента выбрали вариант ответа “это путь к большей честности образования”.
Не согласившихся с тем, что ВПР может иметь какое-либо практическое значение, 4 процента респондентов, поясняли свой ответ так:
- ВПР не нужны, т.к. в школе и так достаточно способов контроля.
По каким предметам нужны ВПР?
В перечень предложенных для проведения ВПР респондентами были добавлены отдельные предметы
- русский язык, литература, история России, география России, ОБЖ; математика, окружающий мир, всемирная история, обществознание.
Интересно, что несмотря на присутствие в числе участников исследования преподавателей иностранного языка (10 процентов от общего количества), информатики и ИКТ (5 процентов от общего количества), физики (4 процента от всех) и химии (2 процента от всех участников) эти предметы не были предложены для ВПР.
Свой ответ на этот вопрос дали десять процентов участников исследования. Две трети из них считают, что:
- контрольные работы проводятся по всем предметам учителем, такой контроль не нужен.
В каких классах должны проводиться ВПР?
Чаще всего участники исследования для проведения ВПР предлагали классы в параллелях с 4 по 8 класс.
И вновь, немногим больше половины из тех, кто дал свой ответ (12 процентов респондентов), ответили отрицательно:
ни в каких.
Кто должен определять, какие классы и по каким предметам пишут ВПР?
Как видим, приоритет в выборе был отдан школе.
Среди предложенных участниками исследования в дополнение к нашим, были даны и другие варианты ответов:
- выбирает тот, кому нужны материалы для анализа;
- референдум заинтересованных групп населения — учителя, преподаватели вузов, средних специальных учебных заведений;
- родители.
И такое мнение:
главное — чтобы по итогам не делались выводы и нагоняи от чиновников. А пока что это так. Так что не важно кто выбирает — разборки потом все равно есть. Учителям они не нужны, школе тоже. МО пусть само определит, чего хочет добиться. Корабль, не имеющий цели, никогда не придет в порт.
Ответ “Никто”, вытекающий из того, что ВПР не нужны, мы получили от 6 процентов респондентов.
Кто должен составлять задания для ВПР?
Круг предложенных составителей заданий для ВПР был расширен дополнительными вариантами:
- специально создаваемые экспертные коллективы, с широким представительством вузов, учителей, работающих в профильных классах, состав которых должен быть утвержден широкими кругами учительской общественности (гласно, возможно общим голосованием учителей-предметников за каждую кандидатуру);
- должен быть координационный совет куда вошли бы все категории специалистов Вами перечисленные;
- пусть и ученые составляют, но с обязательной экспертизой учителей и методистов;
- умные учителя и методисты, имена которых пусть печатают на листах ВПР, а то сейчас неизвестно кого «благодарить» за некоторые задания.
В своих ответах участники исследования высказали и такие мнения:
- в силу ненужности ВПР это может делать любой, кому не лень;
- нам все равно, кто составит, лишь бы правильно;
- главное-чтобы это были профессионалы и действительно работали в школе.
Кто должен готовить учеников к ВПР?
Большинство участников исследования, как видим, посчитали, что это должны быть учителя и родители. А вот репетиторам досталось только 2 процента ответов.
Те, кто дал свой ответ (7 процентов), практически единодушны в том, что готовить учащихся к ВПР не надо, поясняя:
- по логике ВПР — это инструмент диагностики качества обученности, поэтому готовиться к ней специально представляется бессмысленным.
Что необходимо делать, чтобы ученики успешно выполняли задания ВПР?
Выбор ответов определяет ведущую роль работы учителя для получения хороших результатов ВПР (в сумме 84 процента), а репетиторам достались те же 2 процента ответов.
В своих ответах респонденты дополнили перечень ответственных за успешное выполнение ВПР:
- старания самого ученика (но с оговоркой: дать детям право усваивать и не усваивать материал);
- контролировать процесс обучения ребенка родителям;
- совместная работа учителя и родителя.
Еще условием успешного выполнения ВПР названо:
- если останутся хотя-бы 2-з линии УМК по любым предметам;
- КИМы ВПР должны соответствовать школьной программе.
И вот мнение тех (до четверти всех данных своих ответов), кто ратует за отмену ВПР:
Зачеееем? Гигантское количество практических , всевозможных тестов и пр.-некогда даже по карте детей опросить, не говоря уже о том, чтобы побеседовать в устной форме. Сетуем, что дети не говорящие. Чего перепроверять в нынешних условиях? Верните то количество часов, которое было, дайте возможность учителю работать в системе спокойно, не дергаясь на НИКО, ВПР и РДР-будет и уровень, и качество.
Как проводить ВПР?
Участниками исследования было предложено и такое:
- выполнять дома на компьютерах в режиме онлайн по желанию ученика.
И вновь половина из тех, кто дал свой ответ (2 процента), склонилась ко мнению:
- лучше вообще её не проводить, контрольных и так хватает.
ВПР должны быть:
Как видим, выбор участников исследования распределился между обязательностью и необязательностью выполнения ВПР в пользу необязательности с перевесом в 10 процентов.
Предложения участников исследования, высказанные в своих ответах:
- можно сделать обязательным с последующим освобождением ученика от переводного экзамена или к.р.;
- обязательные для всех, кроме 9 и 11 классов, для них по 4 ВПР с выбором предмета на усмотрение детей и родителей, кроме тех, что выбрали на ЕГЭ, ОГЭ;
- ВПР по русскому языку и математике должны быть обязательными, по другим учебным дисциплинам по выбору учащихся и/или их родителей;
- ВПР не должны быть обязательными для обучающихся, имеющих ОВЗ различной этиологии.
Вариант «Не должны быть!» высказали треть из тех, кто дал свой ответ.
Должна ли влиять оценка за ВПР на итоговые оценки?
Как видим, респонденты, в большинстве своем, выбрали ответ “нет”.
В своих ответах мнения разделились поровну между такими:
- результаты ВПР должны приравниваться к переводному экзамену и влиять на итоговую отметку;
- ВПР должна быть отменена. Вопрос о влиянии оценки не имеет смысла. Диагностические работы проводятся и без ВПР.
Что должно быть сделано по итогам ВПР?
Существенное преобладание количества ответов (60 процентов) “принять во внимание при разработке методических материалов” согласуется с большим количеством замечаний к содержанию текстов ВПР, сделанных респондентами.
В своих ответах участники исследования предложили:
- составители должны нести ответственность за то, что присылают тексты, не соответствующие рабочей программе; итоги ВПР подводить очень и очень рано. Сначала их содержание должно стать идеальным, а также критерии оценивания, ВПР не способна дать какие-либо значимые результаты. ВПР — мало показательная работа, не учитывает особенностей программ, содержит много заданий репродуктивного типа, тестовые «угадалки», задания на выявление знаний деталей, которые являются незначительными.
- ответственность за результаты ВПР, как и за результаты ОГЭ, ЕГЭ, должна быть, главным образом, на ученике. Даже самый золотой учитель не научит ученика, если он не готов учиться;
- ничего, это простая проверочная работа, учесть ошибки и провести работу над ошибками, это только дело учителя — как оценивать результат. Не должно быть разборок и давления, включения такой графы в аттестацию;
- Министерство её выдумало — пусть само у себя и расхлёбывает;:
- каждый должен по итогам этой работы сделать свои выводы.
Но вместе с тем встретилось и такое предложение:
- Если ужесточить условия проведения, то лишать всех регалий учителя, если оценки не согласуются с текущими, руководителям строгие выговор (сохранено авторское написание фразы).
Что такое ВПР: описание и суть работ
ВПР обычно проходит весной в 4–8 и 11-х классах. Роспотребнадзор обозначает общие сроки, список классов и предметов — обязательных и выборочных. А школа уже определяет конкретные даты проведения работ.
Класс | Обязательные учебные предметы | Выборочные предметы (2 из списка) | Даты проведения ВПР в 2022 году | |
---|---|---|---|---|
Обязательные | Выборочные | |||
4 | Русский язык, математика, окружающий мир | 15 марта — 20 мая | ||
5 | Русский язык, математика, история, биология | 15 марта — 20 мая | ||
6 | Русский язык, математика | История, биология, география, обществознание | 15 марта — 20 мая | 15 марта — 20 мая |
7 | Русский язык, математика, иностранный язык | История, биология, география, обществознание, физика | 15 марта — 20 мая (ин. яз. — 1 апреля — 20 мая) | 15 марта — 20 мая |
8 | Русский язык, математика | История, биология, география, обществознание, физика, химия | 15 марта — 20 мая | 15 марта — 20 мая |
10 | В режиме апробации (необходимость определяет школа) — география | 1 марта — 25 марта | ||
11 | В режиме апробации (необходимость определяет школа) — история, биология, география, физика, химия, иностранный язык | 1 марта — 25 марта |
Количество обязательных и выборочных предметов меняется от года к году. Так, например, в 2022 году семиклассникам наравне с математикой и физикой придётся обязательно сдавать иностранный язык. Кроме того, невозможно предсказать, какие именно будут выборочные предметы. Информацию об этом школа получает через личный кабинет в Федеральной информационной системе оценки качества образования — ФИС ОКО. В этой же системе обрабатываются обезличенные результаты проверочной работы.
В чём смысл Всероссийских проверочных работ. И почему их так не любят учителя
С марта по май школьники 4, 5 и 11 классов будут писать Всероссийские проверочные работы по 11 предметам. Всё это помимо обычных школьных контрольных и ЕГЭ в 11 классе. Что такое ВПР, зачем они нужны и что о них думают учителя — рассказывает Татьяна Волошко.
Всероссийские проверочные работы — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по предмету. Они появились в 2015 году, сначала в качестве эксперимента для 4-х классов. Через год их стали писать ещё в 5 и 11 классах. А в 2018 году Всероссийские проверочные работы апробируют на шестиклассниках.
Для 4 и 5 класса ВПР — обязательны. Писать или не писать ВПР в 6 и 11 классах каждая школа, по идее, решает самостоятельно. Скажем, школа может освободить от написания ВПР только детей с инвалидностью, а может совсем не писать. Но при этом сам ученик отказаться писать проверочную работу не может.
Из чего состоит Всероссийская проверочная работа
Вот, к примеру, демоверсия заданий ВПР для четвероклассников. Школьники пишут проверочные работы по русскому языку, математике и окружающему миру.
Контрольная по русскому языку разбита на две части: диктант и задания по синтаксису; 13 заданий по всем разделам языка (поставить ударение в словах, определить основную мысль текста, составить к нему план, написать значение слова, подобрать синоним и так далее). В контрольной по математике — 11 заданий, которые проверяют умение считать, логически рассуждать, работать с информацией.
Во время ВПР ученикам нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями и калькулятором. Зато можно использовать черновики (их потом никто не проверяет и не оценивает). На одну контрольную даётся 45 минут. За каждое задание ученик получает определённое количество баллов — для каждого предмета и класса они свои. Обычно оценки за ВПР в школе не ставят, но посмотреть, как перевести баллы в пятибалльную оценку, можно на сайте ВПР.
Готовят к Всероссийским проверочным работам за год до написания ВПР (а некоторые школы с 1 класса). Есть даже отдельные пособия для подготовки к ВПР, примерно такие же, как для подготовки ЕГЭ и ОГЭ. Демоверсии проверочных работ можно посмотреть на сайте ФИПИ и на сайте ВПР.
В чём идея проверочных работ
Раньше школы сами проверяли, как ученики освоили конкретный предмет. Для этого проводили контрольные работы. Но никто не контролировал, как эти задания составляли, какой у них уровень сложности и как оценивается их выполнение. В проверочных работах предусмотрен единый стандарт оценки.
А ещё проверочные работы оценивают, как школа готовит школьников в начальных и средних классах. Ведь к ОГЭ и ЕГЭ школьники готовятся тщательно и в большинстве случаев с репетиторами. Сложно понять, где заканчивается роль школы и начинается помощь репетитора. ВПР должны это отразить.
По каким предметам сдают ВПР в 11 классе (и как они связаны с ЕГЭ)
Больше остальных по поводу приближающихся ВПР переживают одиннадцатиклассники. Их можно понять: все силы и мысли направлены на успешную сдачу ЕГЭ, а тут ещё проверочные работы! В прошлом году одиннадцатиклассники даже запустили в твиттере хэштег #ВыпускникиПодписываютПетицию с требованием отменить ВПР в выпускном классе. Но, судя по всему, отменять их пока не собираются.
Но ВПР — это по сути не аналог ЕГЭ и даже не допуск к нему. ВПР — это возможность узнать уровень знаний предметов в конкретной школе. Ведь профильные ЕГЭ по предметам выпускники сдают по выбору, а уровень знаний по остальным предметам толком не проверяют. И проверочные работы эту проблему должны решить.
Принцип в 11 классе простой: кто сдаёт ЕГЭ по биологии, не пишет ВПР по биологии, кто сдаёт ЕГЭ по географии — не пишет ВПР по географии.
За что не любят Всероссийские проверочные работы учителя
Не только школьники, но и некоторые учителя не всегда довольны всероссийскими проверочными работами. Формально даже не очень хорошие результаты не влияют на итоговую оценку учеников. На деле, конечно, бывает всякое. А вот преподавателям и руководству школы за результаты ВПР приходится отчитываться. К тому же подготовка (некоторые учителя употребляют слово «натаскивание») к ВПР начинается почти за год и отнимают много часов по предмету.
А ещё ВПР не всегда составляют по учебным пособиям, рекомендованным министерством образования. В билете могут быть задания по темам, которые по программе проходят только в следующем году. Это объясняется тем, что в контрольные материалы состоят из заданий разных учебных программ. Поэтому иногда школе приходится специально менять учебники, чтобы успеть подготовиться к ВПР.
Так как результаты влияют на рейтинг школы, учителя могут помочь детям во время проверочной работы, в отличие от ЕГЭ
Поэтому результаты вряд ли можно назвать объективными. Иногда в школе за ВПР дети получают высокие баллы, а за ЕГЭ или ОГЭ — не очень хорошие.
«С ВПР перемудрили. Кто их вообще придумывает? Создали дополнительную структуру? Разогнать их надо! — рассказывает учитель начальных классов (она попросила не называть её имени) московской школы. — По чтению четвероклассникам дают текст и спрашивают: „Какой это текст?“. Что они хотят услышать в ответе? По типу? По жанру? И таких косяков полно».
С ней соглашается учитель старших классов.
«Как способ заучивать и натаскивать — это хорошие проверки. Если цель школы — заучить наизусть и пользоваться выученным, то ВПР — это просто контрольные, проверяющие как раз это умение. Если цель школы — научить думать и исследовать, то они бессмысленны. Зачем вообще столько проверок в школе, уничтожающих саму возможность думать и искать свои ответы?
Все эти проверочные, ЕГЭшные задания — могут быть частью учебного процесса, но никак не формой экзаменов. Потому что оценки за такие знания проверяют лишь механику — память, умение пользоваться уже выученным. А школа должна учить думать. И, конечно, это стресс. Вместо свободы в программах и проверки на входе и выходе — постоянные проверки всего года. Как будто это не школа, а проверка удоя коров».
Александр Закуренко, учитель русского языка
В Москве, например, некоторым школам удаётся полностью отказаться от участия в ВПР. Вместо этого они проводят диагностику Московского центра качества образования. В общем, альтернатива всё-таки есть. А пока учителя только надеются, что со временем ВПР действительно станут индикатором качества знаний, а не очередным стрессом для школы.
Расписание ВПР-2018
4 класс
- русский язык — 17 апреля (диктант) и 19 апреля (тестовая часть);
- математика — 24 апреля;
- окружающий мир — 26 апреля.
5 класс
- русский язык — 17 апреля;
- математика — 19 апреля;
- история — 24 апреля;
- биология — 26 апреля.
6 класс
- математика — 18 апреля;
- биология — 20 апреля;
- русский язык — 25 апреля;
- география — 27 апреля;
- обществознание — 11 мая;
- история — 11 мая.
10 класс
- биология — 18 апреля;
- химия — 18 апреля.
У десятиклассников сдают на выбор — или химию, или биологию.
11 класс
- иностранные языки — 20 марта;
- история — 21 марта;
- география — 3 апреля;
- химия — 5 апреля;
- физика — 10 апреля;
- биология — 12 апреля.
Иллюстрации: Shutterstock (Elena Barenbaum, Anna Pavlyuk)
Как ВПР влияет на аттестат
В 2016 году поднимался вопрос, как оценки за ВПР влияют на успеваемость – тогда было предложение сделать связь ВПР и аттестата выпускника. Из-за этого у многих людей создалось ошибочное мнение, что ВПР, как и ЕГЭ, решает судьбу школьников. Однако в 2019 году директор ФИОКО подтвердил, что в ближайшее время никаких изменений не предполагается.
Федеральная надзорная служба в сфере образования рекомендует учитывать оценки за ВПР наравне с оценками за обычные проверочные работы – диктанты, самостоятельные, контрольные.
Например, написанная на двойку или тройку ВПР влияет на успеваемость также, как и плохо написанный контрольный тест. Оставить кого-то на второй год, поставить меньшую годовую или дипломную оценку школа не может. В свою очередь отличная оценка за ВПР не дает никаких привилегий или дополнительных баллов.
В то же время во всех положениях и брошюрах по ВПР оговаривается, что ставить за работу оценки — даже в журнал — не рекомендуется. Организаторы подчеркивают, что ВПР отличается не своей значимостью и весом, а подходом к проверке знаний. Таким образом, это решение остается за каждой отдельной школой.
По каким предметам и в каких классах проводится
Количество предметов, по которым пишут работы, зависит от года обучения. Чем выше класс, тем больше предметов. Например, четвероклассники сдают русский язык, математику и окружающий мир. Сколько ВПР в 5 классе, посчитать несложно:
- история;
- биология;
- математика;
- русский язык.
В следующих классах количество предметов увеличивается. Для шестиклассников прибавляется обществознание и география, в 7-8-х — физика и иностранный язык, одиннадцатиклассники пишут проверочные по тем предметам, которые не сдают во время ЕГЭ.
Как проходит ВПР в этом году в Алтайском крае?
Первые контрольные школьники уже написали. По данным Минобра Алтайского края, ВПР пройдут для обучающихся 4-8 классов в штатном режиме (то есть по установленным министерством датам), для учеников 11-х классов – по решению школы. Конкретные даты проведения ВПР для каждого класса и предмета школы определяют самостоятельно в рамках обозначенного времени.
Началось проведение ВПР с проверочных работ для 11-х классов по истории, биологии, географии, физике, химии и иностранным языкам (английскому, немецкому или французскому). Период написания контрольных длится с 1 по 26 марта. При этом ВПР по географии школы могут провести для обучающихся 11-х или 10-х классов в зависимости от своего учебного плана.
С 15 марта по 21 мая проходят ВПР для 4-х классов (по русскому языку, математике и окружающему миру), 5-х классов (русский язык, математика, история, биология), 6-х и 8-х классов (русский язык и математика), 7-х классов (русский язык, математика, история, биология, география, обществознание, физика).
Учащиеся 7-х классов с 1 апреля по 21 мая будут писать ВПР по иностранному языку (английскому, немецкому или французскому).