Станьте фокусником с волшебной шляпой! Метод «6 шляп мышления» Эдварда де Боно: основные принципы, примеры Магическая шляпа
Станьте фокусником с волшебной шляпой! Метод «6 шляп мышления» Эдварда де Боно: основные принципы, примеры Магическая шляпа
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!
Аннотация: Навыки работы с информацией, умение нестандартно мыслить и находить правильные решения в сложных ситуациях очень важны в современном мире.
Статья:
Навыки работы с информацией, умение нестандартно мыслить и находить правильные решения в сложных ситуациях очень важны в современном мире. Как правильно их сформировать?
Происходящие события или получаемую информацию люди рассматривают с разных ракурсов. На оценку влияет множество факторов: наши базовые убеждения, культурные предписания, мнение окружающих, стереотипы. Сиюминутные эмоции и настроение также говорят в нас. Таким образом, видеть истину в чистом виде сложно.
Решение этой проблемы предлагает Эдвард де Боно – известный британский психолог и писатель, эксперт в сфере развития творческого мышления. Он изучал медицину, физиологию, психологию, стремился разобраться в проблеме с разных сторон и точек зрения. Так и появился «Метод шести шляп».
Он представляет собой методику работы с творческими задачами и управления конфликтами. Этот метод подходит для персональной и коллективной работы. Его простота и универсальность привлекли множество поклонников.
Метод шести шляп
Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин.
Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.
Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы.
Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т.д.
Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.
Исходя из всего вышеперечисленного, Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений.
Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов.
Казалось бы, что может быть проще? Но здесь как раз и находится первая ложка дёгтя – эти способы организации мышления, «шляпы», не являются естественными.
Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя.
Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра.
Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим.
Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины.
Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры.
Умение под разными углами посмотреть на предмет обсуждения – залог успешного оратора.
Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает внимательность.
В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.
Стратегии и программы
После определения шести типов мышления могут быть созданы различные группы мышления. Это последовательности из шляп, которые структурируют процесс мышления, приводя его к ясной цели. Последовательности начинаются с синей шляпы, ею же и заканчиваются. Участники группы согласовывают процесс, размышляют, и, наконец, оценивают результаты мыслительного процесса. После чего принимается коллективное решение о том, как действовать дальше. Последовательности (и, собственно, сами шляпы) применимы как отдельными людьми, так и в группах. Например, можно создавать следующие группы по цветам:
- Исходные идеи — синий, белый, зеленый;
- Выбор между альтернативными вариантами — синий, белый, зеленый, желтый, черный, красный;
- Идентификация решений – синий, белый, черный, зеленый;
- Обратная связь – синий, черный, зеленый, белый;
- Стратегическое планирование – синий, желтый, черный, белый;
- Улучшение процесса – синий, белый, желтый, черный, зеленый, красный;
- Решение проблем – синий, белый, зеленый, красный, желтый, черный;
- Оценка эффективности — синий, красный, белый, желтый, черный, зеленый.