11 просмотров

Господа Головлевы: история публикации, анализ, значение романа

«Господа Головлевы»: история публикации, анализ, значение романа

М. Салтыков-Щедрин вырос в помещичьей среде, поэтому знал ее изнутри. С юных лет писатель видел, что семьи помещиков опутаны сетями лжи и порока. Это впечатление угнетало Михаила Евграфовича, а позже нашло место в творчестве. Роман «Господа Головлевы» показывает истинное лицо баров. Произведение также позволяет проследить за тем, как человек разрушает самого себя. Изучают роман в 10 классе. Предлагаем узнать о нем больше, ознакомившись с анализом произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1875–1880.

История создания – Изначально М. Е. Салтыков-Щедрин хотел написать цикл рассказов «Благонамеренные речи». Он даже опубликовал несколько небольших произведений в журнале «Отечественные записки». Постепенно писатель настолько вдохновился работой, объединил рассказы, превратив цикл в роман.

Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и внесюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

Жанр – Социально-психологический роман.

Направление – Реализм.

Роль пейзажа в романе

Если Гоголь скопидомство Плюшкина сравнивает с созидательной силой природы, то поместье Головлевых не оживляет даже фруктовый «плодовитый сад». Природные описания у Щедрина не радуют глаз, так как в них отсутствует какая бы то ни была жизненная сила. Первый пейзаж появляется перед читателем в главе «Семейный суд». Степан Головлев идет по проселочной дороге, ведущей в родовую усадьбу. Раннее утро, на траве и цветах еще не высохла роса, а солнышко уже на горизонте. Весело распевают птицы, пахнет грибами и перезревшими ягодами.

Картины родной природы всегда радуют душу и рождают высокие чувства. Но Степана не радует окружающая природа: ни звуки, ни запахи, ни разноцветные краски. «Одна мысль до краев переполняет все его существо: еще три-четыре часа — и дальше идти уже некуда». «Межевой столб» у дороги символизирует границу, которая отделяет жизнь во всей ее полноте от выморочного поместья Головлевых. Символична и картина «погоста», с которого начинаются их владения.

Статья в тему:  Чай от целлюлита. Но не все так просто

Дело к обеду, и солнце уже не радует глаз, а нещадно палит, и никуда от него не скрыться. Кругом ни деревца, одни «бесконечные головлевские поля», «постылая земля, которая родила его постылым, вскормила постылым, выпустила постылым на все четыре стороны и теперь, постылого же, вновь принимает в свое лоно». Описание жилого поселка дается автором через восприятие Степки-балбеса, который наблюдает осенний пейзаж, сидя у закрытого окна, через два слоя засиженных мухами стекол.

Стоит заметить, что всем персонажам Салтыкова-Щедрина не дано чувство прекрасного, и они не умеют общаться с природой. Они только могут равнодушно наблюдать за окружающим миром. Подавленное настроение героя, который предчувствует скорую смерть, усугубляется скучным видом из окна: «Словно черное облако окутало его с головы до ног., серое, вечно слезящееся небо осени давило его». Автор умело использует черный цвет при описании поздней деревенской осени, и этот цвет не просто констатирует ее наступление, а становится контрастнее:

  • «улица почернела»,
  • «поселок, утонувший в грязи»,
  • «месиво грязи».

Постепенно писатель как бы предостерегает семейство Головлевых от грядущего Суда за «развращение человеков». Но они, погрязшие в житейской суете, не слышат этого пророчества. В конце романа читатель видит вместо положенного в марте тепла «мокрую метелицу». И именно в такую гнилую погоду Иудушка покидает ночью дом, решив пойти на могилу матушки, а наутро люди находят у дороги, вблизи кладбища, его окоченевшее тело.

Статья в тему:  Что делать если перешел дорогу покойнику. Правда ли, что нельзя переходить дорогу перед похоронной процессией

Таким образом, нелюбовь и холод побеждают это выморочное дворянское семейство, а писатель подводит читателя к идее произведения: «Головлево — это сама смерть, злобная, пустоутробная, это смерть, вечно подстерегающая новую жертву».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: