3 просмотров

Презентация по русскому языку на тему: Фразеологизмы и крылатые слова ( 6 класс)

Презентация по русскому языку на тему: «Фразеологизмы и крылатые слова» ( 6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Фразеологизмы и крылатые слова» ТМК ОУ «Караульская сош –и » Проводит: учитель высшей квалификационной категории Маматова Мадина Мирзаевна 2014 г.

ЦЕЛЬ: уметь находить фразеологизмы в тексте, объяснять их лексическое значение, подбирать к ним синонимы и антонимы, определять группу фразеологизмов по происхождению и правильно употреблять их в речи. ПЛАН: 1. Проверка домашнего задания 2. Изучение нового материала: Значения фразеологизмов Синонимия и антонимия фразеологизмов Признаки фразеологических единиц Происхождение и причины возникновения фразеологизмов 3. Лингвистическая викторина 4. Задание на дом

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Фразеологизмы нельзя заменить близким по значению словом, словосочетанием или предложением. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами, или фразеологическими единицами, или фразеологизмами. В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

Статья в тему:  Интересные факты о гормонах растений. Интересные факты о гормонах, объясняющих, как они влияют на наше поведение. Недосыпание и здоровье. Мнение специалиста: факты о половых гормонах и прогестероне

Фразеологизмы со словом “язык”

«ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО» Продолжите устойчивые выражения Голоден как… Хитёр как… Труслив как… Здоров как… Изворотлив как… Болтлив как… Нем как… Грязен как… Упрям как… Колюч как…

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ОДНОЗНАЧНЫЕ МНОГОЗНАЧНЫЕ

СВОЙСТВА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Воспроизводимость Устойчивость Целостность Непроницаемость Раздельнооформленность Образность

Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья Старославянские как зеницу око, не от мира сего Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король Счастливые часов не наблюдают

ИСКОННО – РУССКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ а) обороты разговорно-бытовой речи: из огня да в полымя, с гулькин нос и т.д. б) пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора: добрый молодец, чистое поле, в ногах правды нет и т. д. в) отдельные выражения профессиональной речи: без сучка, без задоринки, тянуть лямку и т.д. г) выражения из книжного языка: Свежо предание, а верится с трудом (А.Грибоедов “Горе от ума”)

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ИЗ ДРУГИХ ЯЗЫКОВ а) дословный перевод иноязычных пословиц, поговорок: с высоты птичьего полета, о вкусах не спорят и т.д. б) выражения и цитаты из литературных произведений, афоризмы: узы Гименея, игра не стоит свеч, ставить точки над i и т.д. в) употребляющиеся без перевода: постфактум, нотабене, terra incognita.

Статья в тему:  Дрейфующие суда. Пятерка самых известных кораблей-призраков

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ 1. Постоянство, повторяемость употребления данных словосочетаний. 2. Появление в его структуре одного или нескольких слов с “несвободным”, фразеологическим связанным значением или ограниченным употреблением.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА 1 3 5 7 9 2 4 6 8 10 Вас посадили в лужу Вам подложили свинью Вам суют палки в колёса Вам пустили пыль в глаза Перед вами ломают комедию Вас не держат ноги Вы попали пальцем в небо Вас прибрали к рукам Вы съели собаку Вас держат в ежовых рукавицах «Что делать, если …?»

Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам(что для них является общим), определите значение фразеологизмов. 1. Вне себя. 2. Выйти из себя. 3. Довести до белого каления. 4. И бровью не шевельнул. 5. И в ус не дует. 6. Как с гуся вода. 7. Махнуть рукой. 8. Моя хата с краю. 9. Хоть бы что. 10. Рвать и метать. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты. 1. Рукой подать. 2. С первого взгляда. 3. С горем пополам. 4. С первых слов. 5. Засучив рукава. 6. Затаив дыхание. 7. На каждом шагу. 8. Остаться с носом. 9. Опустить руки. 10. Так себе. 11. Черным по белому. 12. Два сапога пара. 13. Мороз по коже. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

Запишите фразеологизмы по группам: а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение. 1. Вон оно что! 2. Воспрянуть духом. 3. Вот так штука! 4. Глазам своим не верить. 5. Как баран на новые ворота. 6.Наверху блаженства. 7. Не укладывается в голове. 8. Подумать только! 9. Развести руками. 10. Ума не приложу. 11. Хорошенькое дело!. 12. Скажи на милость. 15. Вот так номер. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

Статья в тему:  Модные прически женские на средние волнистые. Потрясающие стрижки на средние волосы (50 фото) — Какую выбрать, чтобы усовершенствовать лицо? Удлиненное каре с косой челкой

«Море по колено» — ничто не страшно. «Мухи не обидит» — кроткий человек. «Как две капли воды» — очень похожи друг на друга. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«Тянуть кота за хвост» — надолго затягивать какое-либо решение или дело. «Не разлей вода» — дружные ребята. «Витать в облаках» — мечтать. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

«Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю другого человека. «Сесть на шею» — быть обузой для другого человека. «Водить за нос» — обманывать. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

ВОПРОСЫ Что изучает фразеология? Что такое фразеологический оборот? На какие группы делятся фразеологизмы по происхождению? Каковы причины возникновения фразеологизмов? Почему пословицы и поговорки, крылатые слова можно отнести к устойчивым выражениям? Что нового вы сегодня узнали?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Основное: Выписать 5 фразеологизмов из басен Крылова и объяснить их значение. Дополнительное (на выбор): Составить ситуативный рассказ/историю/диалог, используя фразеологизмы Дать шутливое истолкование слов по образцу и постарайтесь изобразить его на рисунках: «Ряженка — «модница, нарядная женщина»», «Ельник — «рот»». Слепень, пудинг, едва, хрусталь, свинец, ломовик, леденец, строгач, сметана, селезенка. Подобрать 3–4 статьи из фразеологического словаря и из словаря «Крылатые слова», объясняющие значения выбранных фразеологизмов или крылатых слов (выражений) и сделать свои рисунки к фразеологизмам, которые выбрали из словаря.

Подведём итоги: Повторили: Что такое фразеологизмы Узнали: -Лексическое значение некоторых общеупотребительных фразеологизмов. — Синонимы и антонимы некоторых фразеологизмов. Признаки фразеологизмов. Основные источники происхождения фразеологизмов. Причины возникновения фразеологических единиц.

Статья в тему:  Муж меня не хочет причины. Почему мужчина больше не хочет свою женщину. Основные причины отказа

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 810 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 327 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 328 человек из 67 регионов
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Маматова Мадина МирзаевнаНаписать 3817 25.08.2015

Номер материала: ДA-015573

  • Русский язык
  • 6 класс
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    25.08.2015 1507
    25.08.2015 3000
    25.08.2015 3293
    25.08.2015 440
    25.08.2015 991
    25.08.2015 518
    25.08.2015 679

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Фразеологизмы в картинках

Рисунок на тему (фразеологизмы подбираются учителем с учетом возраста конкретной группы школьников) смысла известных устойчивых словосочетаний способствует развитию зрительного восприятия детей 8 – 12 лет.

Также наглядно иллюстрирует то, как они понимают обсуждаемое выражение (если картинка нарисована самими учащимися) или то, как они должны ее понять (если учитель в ходе разъяснения смысла фразеологизма облегчает понимание, показывая уже готовое соответствующее изображение).

2-3-4 классы

Рисунок на тему фразеологизмы — для учащихся 2-4 классов они должны быть поверхностными, состоящими из минимального количества компонентов.

Рисунки на тему значения устойчивого словосочетания должны показываться ученикам с параллельным рассказом учителя о значении фразеологизма, а также истории его возникновения в сжатой форме.

Статья в тему:  Поделка солнечная система

Согласно первой, кошки несмотря на то, что с рождения обладают развитыми слезными каналами, крайне редко ими пользуются. А значит, слез за свою жизнь они выплакивают крайне мало.

По второй истории, рассматриваемая фраза произошла от арабского словосочетания, похожего на русское произношением. В переводе оно означает «начать получать мало денежных средств».

По одной из них, значение фразы связано с тем, что курица с древности считалось одной из самых глупых и бесхарактерных птиц.

Люди, не заботящиеся о том, чтобы их записи выглядели аккуратно и могли быть прочитаны окружающими, ассоциируются с недалекими птицами, обладающими ограниченным интеллектом.

Другая версия связана с тем, что курицы в естественной для себя среде начинают бегать по двору, хаотично передвигая ногами.

Несмотря на свою необычность, история возникновения рассматриваемого словосочетания максимально поверхностна и имеет отношение к инстинктам всех живых существ.

Находясь в дикой природе, животные, поддаваясь своим врожденным привычкам, разворачивают, а в ряде случаев, в прямом смысле, развешивают, уши в сторону, откуда был слышен посторонний шорох.

Эта фраза произошла от сравнения глаз чувствительного человека с участком земли, находящемся на мокром месте.

Применение в рассматриваемом устойчивом словосочетании слова «рука» объясняется тем, что в XIX в. оно использовалось в речи как синоним слову «власть» (например, предложение «У него большая рука» означало, что человек, о котором идет речь, обладает большой властью).

Статья в тему:  Как поднять настроение когда оно на нуле. Как поднять настроение и наполниться позитивом на весь день Как поднять настроение когда оно на 0

Там люди, развлекающие правителей, использовали в своих представлениях погремушки, внутренняя часть которых наполнялась горохом.

Это устойчивое словосочетание возникло на основе визуального сравнения внешнего вида капель воды, вытекающих из одного крана или природного источника.

5-6 классы

Рисунок на тему фразеологизмы — для учеников среднего звена необходимо подбирать такой, иллюстрация или поверхностный смысл которого будет смешной для подрастающего поколения.

Такой рисунок на тему значения устойчивых словосочетаний в 5-6 классе дети могут создавать уже самостоятельно, ориентируясь на описание смысла, озвученное учителем.

История возникновения устойчивого словосочетания связана с понятием людей в старину, о том, что «правый» — это приятный, правильный, хороший, а «левый» — это плохой, злой, незаконный.

Использовать его в речи начали еще в древности, когда носом называли компактную деревянную доску, выполняющую функции записной книжкой для своего обладателя.

История возникновения фразеологизма связана с тем, что раньше бабушками называли женщин, по их словам, способных предсказать будущее.

Это словосочетание произошло от оборота, являющегося своего рода профессиональной лексикой охотников.

Люди, занимающиеся охотой, называют след «горячим», если он был оставлен недавно и еще сохранил запах животного, с помощью которого гончие собаки смогут обнаружить жертву.

Возникновение этого устойчивого словосочетания связано с его прямым значением.

По одной из версий, эта фраза связана с методом управления животными в Древней Греции, когда в звериный нос вставлялось специальное кольцо, к которому привязывалась веревку.

Статья в тему:  Словарь из бабушкиного сундучка. Сложная синтаксическая конструкция: примеры предложений. Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях Сочинительный тип соединения

С помощью натягивания или ослабления веревки человек указывал животному, как ему вести себя в настоящий момент.

По легенде, в один день известного мудреца Древней Руси облили водой из ведра, после чего, спустя несколько часов пошел сильный дождь.

Позднее, в 1924 г. его начали употреблять с противоположным смыслом – «оттягивать принятие решения или совершение поступка, сопровождающееся раздражением, тратой нервов и неприятными переживаниями».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector