Авторская личность и формы выражения в произведениях Г
Авторская личность и формы выражения в произведениях Г.Р. Державина «Фелица», «Евгению. Жизнь Званская»
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.05.2017 |
Размер файла | 17,8 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ивановский Государственный Университет
По дисциплине: «История русской литературы XVIII века»
На тему: «Авторская личность и формы выражения в произведениях Г.Р. Державина “Фелица”, “Евгению. Жизнь Званская”»
Выполнила: студентка 1 курса
Проверила: Павловская О.А.
1. Проявление авторской личности в оде «Фелица»
2. Проявление авторской личности в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская»
Введение
Творчество Державина было по праву оценено современниками и критиками. Так, Белинский, Костров и другие отмечали большой вклад в развитие литературы. Новаторство Гаврилы Романовича они видели в сближении поэзии с жизнью: расширение объекта поэзии(включение низкого, как, например, бытовых зарисовок, натюрмортов застолий), упрощение языка введением просторечной лексики, постоянных эпитетов, пословиц и поговорок. Также, характерной чертой является живописность его поэзии. И, конечно, главным, определяющим отличием от предыдущих поэтов стало зримое присутствие автора в произведение, в частности в торжественной оде.
Вышеперечисленное является прямым следствием проявления авторской личности в произведении. Как это было возможно? Державин вышел из небогатой семьи, карьера не удавалась, был окружен множеством врагов вследствие неуживчивости характера. Откуда такая смелость? «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» — строки Некрасова как нельзя лучше отражают жизненную позицию одописца. Гаврила Романович прежде всего был гражданином, следовал идеалам классицизма — представлял собой образец просвещенного дворянина. Неудивительно, что личность большого масштаба заявляет о себе. Данте, изгнанный из родного города, делает себя героем собственной комедии.
Также человек с сильной волей, стремлением преобразовать государство, создать литературный язык. И подобным образом восхваляющий монарха от чистого сердца, верующий в его добродетельность.
1. Проявление авторской личности в оде «Фелица»
Честность автора проявляется в его интонации, а также раскрытии образа императрицы: наряду со множеством добродетелей отмечает и недостатки. Смелость, прямота Державина выражаются в самохарактеристике, причем автора не смущает жанр и тема. Качества поэта проявляются и на языковом уровне: в предельной простоте языка, облегчающей понимание и делающей прозрачными идеи автора. предпочтения обусловлены биографическими моментами: речь малообразованных родителей, крестьян, окружавших его на военной службе. Критики отмечают народность поэзии Державина, так, по мнению Благого, шутливость, фамильярность носит народный характер. [7].
Кто вел его на Геликон
И управлял его шаги?
Не школ витийственных содом, —
Природа, нужда и враги.
В данном стихотворении 1805 года раскрываются причины занятия литературой именно в таком ключе(«нужда»), выбора тематики(высмеивание «врагов»), простоты языка(поэзии учила сама жизнь, «природа»).
В оде стоит отметить остроумие автора, его шутливую иносказательность. План героя — татарского мурзы — вносит сатирическое начало в оду, чем размывает границы жанра. Особенно выразительным являются строки, где после сатирического осмеяния собственной личности он говорит о том, что олицетворяет собой весь двор. Поэт накладывает на собственное «я» пороки императорского двора и намекает на конкретных лиц, чьи имена легко бы угадали современниками.
О включении Державиным собственного образа в произведения Ходасевич писал: «Он был первым поэтом русским, сумевшим и, главное, захотевшим выразить свою личность такой, какова она была, — нарисовать портрет свой живым и правдивым, не искаженным условной позой и не стесненным классической драпировкой. Недаром и на иных живописных своих портретах, он, пиит и сановник, решался явиться потомству в колпаке и халате». [3].
Об образе мурзы — в «Истории русской поэзии»(1968г) : «И Державин, и Новиков применяют допущение, обычное для литературы Просвещения, заставляя своих разоблачаемых и высмеиваемых ими персонажей самих говорить о себе со всей возможной откровенностью… Державин, в сущности, воспользовался ломоносовским одическим приемом конструкции образа автора. В торжественной оде Ломоносова личное авторское местоимение «я» было не более чем формой выражения общего мнения». [4].
Проявление личности Державина в тексте важная проблема его творчества, поставленная Гуковским. Исследователь писал, что лирический герой слабо неотделим от реального автора, и не столь важно, насколько созданный образ соответствует настоящему, потому как поэт создал персонажа, конретного поэта в бытовом пространстве. [6].
Ларкович высоко оценил роль введения автором своего «я»: «Образ автора откровенно доминирует в текстовом пространстве Фелицы». Высокая степень оценочной активности ставит в зависимость от него всю остальную персонажную систему стихотворения, включая и образ монаршего адресата. Более того, многоплановая структура образа Фелицы есть результат способности автора перемещаться из одной семиотической зоны в другую (условно-сказочную, интимно-бытовую, природно-идиллическую, государственно-политическую, историческую, сакральную и пр.)». [8].
2. Проявление авторской личности в стихотворении «Евгению. Жизнь Званская»
По мнению Ларковича, в данном стихотворении ярко проявляется многообразие восприятия Державиным мира. Поэт не замыкается в однобокости жанровой модели бытия и соединением различных жанровых моделей действительности — горацианской оды, послания и идиллии — достигает изображения жизни как сложного, полного противоречий, но единого органического целого. Исследователь объясняет синтез жанров желанием автора отразить богатство восприятия мира. [8]. Этого мнения придерживается и Алпатова. [10]. В стихотворении поэт говорит об уходе в частную жизнь, затрагивает тему смерти, бессмертия в людской памяти — все это согласуется с жанром оды. Послание является формой, а также поводом к излиянию души. Идиллия проявляется в изображении сельской жизни, причем в виде похвалы. В соответствии с принципом реалистичности автор — конкретен, как и его адресат — Евгений, описываемое имение — Званка — существовало в действительности. Стоит внимания, что повествование ведется от первого лица, что обусловлено формой послания, но лирическое «я» также неразрывно с «я» поэта, а характеристика личности автора дается через описание жизни его в имении и обращение к Евгению. Строки об увеселениях сельской жизни дают представления о досуге дворянина в имении, и Державина также. А просьба Евгения сохранить память о нем сквозит уверенностью в том, что заслужил бессмертие в людской памяти: «Шепнёшь в слух страннику, в дали как тихий гром: ”Здесь Бога жил певец, — Фелицы”». Аверинцев отмечал, что Державин описывает жизнь так, как видел ее, не жалея палитры красок. [9]. Живописность, великолепные натюрморты — выделяет это стихотворение из ряда других.
державин авторский личность фелица
Заключение
Личность Державина сложна и многогранна, это проявляется в его творчестве с полной силой. Заслуги поэта в литературе немаленькие и носят разноплановый характер, впрочем, под стать поэту. Интересной темой для исследования является проблема соотношения лирического «я» с чертами самого автора. «Фелица» и «К Евгению…» дали занимательный материал для этого. Подводя итоги, важно отметить роль проявления авторской личности в произведениях. Поддерживаем мнение Ларковича об исключительном месте образа автора в системе образов «Фелицы». Информацию об авторе-герое получаем как через самохарактеристику, так и через бытоописание, а также, в результате анализа стилистики произведения.
Библиография
1. Федоров В.И. История русской литературы XVIII в.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Коровина. — М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
2. Западов А.В. Поэты XVIII века: М.В. Ломоносов. Г.Р.Державин: Литературные очерки. М., 1979.
3. Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988.
4. История русской поэзии: В 2т. Л., 1968. Т. 1. С. 141
5. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений
6. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века.
7. Д. Благой. Державин Гавриил Романович //Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929-1939. — Т. 3.
8. Ларкович Д. В. Феномен авторского сознания Г.Р. Державина в контексте русской художественной культуры второй половины XVIII — начала XIX века: диссерт., Екатеринбург, 2012.
9. Аверинцев С.С. Поэзия Державина// Из истории русской культуры. Т.4. М., 2000.
10. Алпатова Т.А. Аксиология Г.Р. Державина (к анализу стихотворения «Евгению. Жизнь Званская»). 2011
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сентиментализм — художественный метод, возникший в Англии в середине XVIII в. и получивший распространение в европейской литературе. Повесть Карамзина «Бедная Лиза». Ода Державина «Фелица». Новаторство автора в трактовке образа просвещенного монарха.
контрольная работа [16,1 K], добавлен 10.03.2009
Краткая биографическая справка из жизни поэта. Литературная и общественная известность, ода «Фелица». Политическая деятельность Державина, его успехи и поражения. Творческое наследие поэта. Жены Г.В. Державина. Поэт в отставке в 1803 году, творчество.
презентация [260,1 K], добавлен 26.12.2011
Роль оды в творчестве Гавриила Державина; применение аллитерации в пейзажной лирике автора. Стихотворения военно-патриотического и религиозно-философского цикла. Анакреонтические стихи и драматические произведения поэта. Эпиграммы и басни Державина.
курсовая работа [74,5 K], добавлен 31.10.2012
Национальная особенность русского классицизма. Героическая тема в поэзии М.В. Ломоносова. Батальная живопись в поэзии Г.Р. Державина. Стилистические особенности описания батальных сцен в поэзии Ломоносова и Державина. Поэтика батализма.
курсовая работа [56,4 K], добавлен 14.12.2006
Изображение русской жизни, обычаев, нравов в «Анакреонтических песнях» Державина. Переводы и переделки стихов Анакреона. Стихи Державина как подлинное украшение национальной поэзии. Перенос анакреоновских мифических персонажей на обстановку русского быта.
реферат [24,1 K], добавлен 18.04.2016
Анализ эволюции жанра оды в русской литературе 18 века: от ее создателя М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…1747 г.» до Г.Р. Державина «Фелица» и великого русского революционного просветителя А.H. Радищева «Вольность».
контрольная работа [26,8 K], добавлен 10.04.2010
Лирический герой и авторская позиция в литературоведении, особенности их разграничения. Эпос и лирика: сопоставление принципов. Приемы воплощения и способы выражения авторской позиции. Специфика лирического героя и автора в поэзии Пушкина и Некрасова.
дипломная работа [156,0 K], добавлен 23.09.2012
Диалог поэтов о блаженстве (Г.Р. Державин и М.Ю. Кукин)
Диалог поэтов о блаженстве (Г.Р. Державин «Евгению. Жизнь Званская» и М.Ю. Кукин «Коль колесо времен свершило полный круг…»)
На протяжении многих веков поэты обращались к теме блаженства. Познать, что такое счастье и блаженство люди стремились всегда. Эта тема волновала античного человека и волнует современного. У древних греков блаженными считались олимпийские боги. Человек, по их мнению, не мог достичь блаженства, так как, умирая, он попадает в царство Аида. То же самое мы наблюдаем у древних римлян.
С появлением христианства понимание блаженства меняется, потому что в Евангелии есть заповеди блаженства.
С точки зрения христианства достичь блаженства можно, но лишь в Царствии Небесном.
Что же такое блаженство и блаженный человек? Обратимся к различным словарям. В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля читаем:
«Блаженство -счастие, благополучие, благоденствие, высшая степень духовного наслаждения».[2]
В Толковом словаре С.Ожегова другое определение:
«Блаженство – полное и невозмутимое счастье; наслаждение»[3]
Православный словарь поясняет:
«Блаженство – исполнение нравственного закона. Нравственное совершенство и блаженство неотделимы. Абсолютное совершенство принадлежит только Богу, и человек может лишь приближаться к Нему»[4]
Итак, определения разные. У Даля и Ожегова синонимом становится слово наслаждение. При этом у Даля речь идет о «духовном наслаждении». В Православном же словаре говорится о созидании в себе Господа и обретении блаженства в Царствии небесном. Для данной работы потребуются определения из словарей Даля и Ожегова, потому что они говорят о Земном блаженстве.
Кто же такой блаженный человек? И вообще, есть ли такие люди на Земле? Для этого опять предлагаем заглянуть в словари:
«Блаженный (прил.) — благополучный, благоденствующий и благоденственный, счастливый, о человеке и о времени, случае. 1.Блаженный(сущ.) — угодник Божий, законно живущий. 2.Блаженный — юродивый, божий человек, малоумный, дурачок»[2]
«1.Блаженный – в высшей степени счастливый. 2.Блаженный – не совсем нормальный»[3]
«1. Блаженный – благополучный, счастливый. 2.Блаженный – особый святой подвижник»[4]
Нетрудно заметить, что все словари отмечают многозначность слова. В первом значении – это человек, достигший блаженства, во втором – юродивый. Во всех трёх словарях звучит слово счастливый, т.е. понятие блаженства безусловно связано со счастьем.
Цель работы
Цель исследовательской работы заключается в анализе лексического наполнения понятия «блаженство» в стихотворениях Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская» и М. Кукина «Коль колесо времён свершило полный круг…». Эти стихотворения можно считать репликами в диалоге на одну тему. Сопоставление поможет нам выявить динамику понятия «блаженство» от 18 (начала 19 века) к 20 веку.
Анализ лексического наполнения понятия блаженства в стихотворении Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская» (1807)
Тема блаженства в стихотворении Державина «Евгению. Жизнь Званская» одна из ключевых.
Блаженство лирическому герою Державина приносит покой и созерцание. Не менее ценно для него здравие, согласие с женой, довольство, наслаждение природой, искусством, творчеством, едой. Ощущение полноты жизни не покидает лирического героя, а вместе с ним и читателя. Для лирического героя огромное значение имеет вера. Он называет свой дом «храмовидным», благодарит Господа за дарование блаженной жизни, преклоняется перед величием Творца:
Вера осмысляет всю жизнь лирического героя. Благодаря ей, будущее не пугает его, а настоящее доставляет радость. Созерцание мира Божьего даёт ему истинное наслаждение.
Создаётся ощущение спокойного, размеренного течения времени. Лирический герой избегает суеты, и при этом успевает насладиться «цветником блюд», и поразмышлять о русской истории, восславить «сельску жизнь на лире», и почитать Вестник, сыграть в шахматы, и всхрапнуть минут пяток.
Анализ лексического наполнения понятия блаженства в стихотворении М. Кукина «Коль колесо времён свершило полный круг…» (1996), сопоставление с Державиным.
В своём стихотворении «Коль колесо времен…» поэт не единожды обращается к Державину:
В отличие от стихотворения Державина, слово «блаженство» в стихотворении Кукина ни разу не упоминается. Однако лирический герой, описывая свою жизнь, прежде всего рассказывает о том, что приносит ему радость, дарит наслаждение. Современный поэт прямо отсылает читателя к текстам своего великого предшественника:
Как вдуматься, так впрямь во многом сроден мне…
Чем же близки мироощущения двух поэтов разных эпох? Сопоставляя два текста, мы замечаем, что Кукин не уступает Державину в описании стола: обилие яств, красочные эпитеты.
Сравним с описанием пиршества у Державина:
Оба поэта гордятся красотой и пышностью своего стола (стол Кукина скромнее, но вызывает не меньшую радость полнотой жизни). Их объединяет и отношение к столу: «…опрятно все и представляет Русь, припас домашний, свежий, здравый» (Державин) и «Как опишу приятный скромный стол? Жена из ничего готовить мастерица!» (Кукин). Правда, державинской гордости за державу противостоит кукинское:
Очевидным становится, что и в стилистике Кукин тяготеет к Державину. Это не столько подражание, сколько попытка выразить свои чувства, свое миропонимание, ориентируясь на высокие традиции поэзии 18 (начала 19) века. Высокий стиль использован для описания бытового, обыденного, но именно этим и придает каждому мгновению жизни человека бытийный смысл.
А вот городской пейзаж, безусловно, менее яркий («лесок зеленый, домами стиснутый»). Но подобно Державину, восхищавшемуся видом «синего Волхова», Кукин наслаждается видом московского пейзажа, глядя «утром восхищенно на ширь и даль небес». И «малая квартирка в Коньково» не похожа на «храмовидный дом» отставного сенатора из Званского имения, но в ней поэт переживает то же чувство радости, любуясь миром.
Державин «внимал …реву крав, грому жолн, коней ржанью». Современный человек слышит «рык мотоциклов» и «шум и вой машин». И все-таки поэт и в скудной природе города находит вдохновение. Его «трогает» «легкий ветерок», осенние «листья на дороге», а закатное небо рождает высокие поэтические образы:
Закат распахивает сизый веер свой,
Меж облак перистых даль розова дымится.
Обоих поэтов посещает Муза.
И в имении Державина, и в квартирке Кукина с удовольствием гостят друзья, поднимается заздравный кубок.
Важным различием в восприятии жизни поэтами становится безусловное наслаждение каждым мгновением жизни у Державина и вынужденное примирение с некоторыми обстоятельствами жизни у Кукина. Так, например, ему приходится заниматься тем, что ему явно не доставляет удовольствия: преподавать «балбесам и балдам». Мир изменился, но такое же блаженство доставляют уединение, радость бытия, наслаждение природой, едой, общением с друзьями, согласие в семье, творчество.
В стихотворении Кукина любопытно смешение стилей. Избрав державинский слог («и звук»), Кукин неожиданно вставляет в текст сниженную лексику современного разговорного языка: «вонь, фигу, пылища, скучища, балбесы, балда, бабища». И даже «Муза кажет фигу»! Возможно, он хочет подчеркнуть резкий контраст двух эпох, а также контраст между поэтическим творчеством и современной жизнью.
Стремление разгадать вечную загадку жизни читатель ощутит в этих стихотворениях. Но Державин вплотную приблизился к отгадке:
В финале стихотворения поэта 20-21 века читаем:
Стол «пустой»… Но окно открыто. Куда? В московский вечер? В вечность? Удалось ли поэту остановить мгновенье, подобно герою Гетевского «Фауста»? Возможно ли это для современного человека? Что такое блаженство для нашего современника? Как приблизиться к пониманию бытия? Над этими вопросами заставляет задуматься читателя стихотворение М.Ю. Кукина, отсылая его (читателя) к традициям 18 века.
Исследование критериев блаженства (счастья) с позиции современной психологии
Исследования, выполненные на стыке наук, позволяют по-новому взглянуть на проблему. В данном случае мы сделали попытку исследовать понятие блаженства с точки зрения современной психологии. Вот что говорит о счастье-блаженстве известный американский психолог-гуманист А. Маслоу:«Есть несколько групп основополагающих потребностей, которые образуют иерархическую систему. 1). Физиологические потребности – в пище, сне, жилище, воспроизводстве. Не будучи удовлетворёнными, эти потребности определяют всё поведение человека. 2). Потребности в безопасности — в спокойствие, защите от зла… 3). Потребности в общности – принадлежности к сообществу людей, социальной группе; в привязанности(расположении), любви. 4). Потребность в уважении – самоуважении, положительной, высокой оценки окружающих, «значимых других». 5). Потребность в самоактуализации – таком «открытии своей идентичности, своего подлинного Я», таком «полном, живом и бескорыстном переживании» своего бытия, в ходе которого человек стремится раскрыть, актуализировать заложенные в нём возможности, быть тем, чем он может стать. Высшие, подлинные человеческие потребности проявляются в стремлении человека к высшим, «бытийным» ценностям – добру, истине, совершенству, красоте»[7]
Проанализируем, как проработаны эти уровни у лирического героя Державина и у лирического героя Кукина.
«Творцом содержится вселенна.
Да будет на земли и в небесах его
Единого во всем вседействующа воля!
Он видит глубину всю сердца моего,
И строится моя им доля»
Социологический опрос
Задание социологического опроса: расположить в иерархическом порядке выявленные нами критерии блаженства (по стихотворению Державина) в личном понимании респондента.
Критерии: довольство, достаток, здоровье, уединение, вера, наслаждение природой, наслаждение общением с друзьями, наслаждение едой, согласие с семьей.
Референтная группа: учителя, школьники, студенты.
Кол-во опрашиваемых: тридцать человек.
Наслаждение общением с друзьями.
Согласие с женой.
Итак, для современного человека (для той группы, которую мы опрашивали) выше всего стоит уединение, что говорит о том, что современный человек «перегружен» общением и хочет больше личной свободы. Вера – пятый уровень по исследованию Маслоу стоит на втором месте. Это говорит о том, что для современного человека духовные ценности стоят выше, чем материальные (достаток находится лишь на предпоследнем месте). Стоит отметить, что столь оптимистические результаты связаны с тем, что в референтную группу входили учителя, студенты высших учебных заведений и школьники московских интеллектуальных школ. Кроме того, респондентам не требовалось самим формулировать критерии счастья (блаженства), что очевидно могло бы вызвать трудности.
Заключение
В данной работе мы проанализировали два стихотворения – Г.Р.Державина «Евгению. Жизнь Званская» и М.Кукина «Коль колесо времён свершило полный круг…» на выявление критериев блаженства. Сопоставив критерии, мы сделали вывод, что у Державина понятие блаженства выражено более полно, потому что у него есть как бы все мелкие составляющие этого понятия, объединённые главным – верой. У Кукина многое проработано, но основная составляющая, то, что должно всё объединять, отсутствует.
Также нами проведен небольшой социологический опрос, благодаря мы которому проанализировали, как располагаются критерии блаженства Державина в личном понимании опрашиваемых. Оказалось, что для представителей референтной группы значимо понятие веры – основное для Державина.