Кто придумал термин «серебряный век»
Кто придумал термин «серебряный век»
Кто первым начал говорить про «серебряный век», почему современникам этот термин был так противен и когда он окончательно стал общим местом — Arzamas пересказывает ключевые положения работы Омри Ронена «Серебряный век как умысел и вымысел»
Применяемое к рубежу XIX–XX столетий понятие «серебряный век» — одно из основополагающих для описания истории русской культуры. Сегодня ни у кого не может возникнуть сомнений в положительной (можно даже сказать «благородной», как само серебро) окраске этого словосочетания — противопоставленного, кстати, таким «упадническим» характеристикам того же исторического периода в западной культуре, как fin de siècle («конец века») или «конец прекрасной эпохи». Количество книг, статей, антологий и хрестоматий, где «серебряный век» фигурирует в качестве устоявшегося определения, просто не поддается подсчету. Тем не менее и появление словосочетания, и то, какое значение в него вкладывали современники, составляет даже не проблему, а целую детективную историю.
Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина Ильи Репина. 1911 год © Wikimedia Commons
О терминологии
Люди, которые любят литературу и разбираются в ней, наверняка смогут легко ответить на вопрос, почему же «Серебряный век» именно серебряный. На самом деле происхождение термина до безобразия очевидно.
Дело в том, что в русской литературе принято считать, что «Золотой век» — это времена великого и бессмертного А.С. Пушкина. Всё логично, ведь именно он стал основоположником современного русского литературного языка. Но, естественно, приставка «бессмертный» здесь используется в переносном смысле и обозначает вечность заслуг поэта. Время шло, художники, поэты, литераторы уходили из жизни, так что и Золотой век подошёл к концу, навсегда изменив русский язык и литературу.
Но, к счастью, жизнь циклична.
Волна новых талантов захлестнула Россию в ХХ веке. Волна эта была настолько значимой и обширной, что ознаменовала приход второй эпохи рождения великих литераторов.
Именно по причине такого обширного количества, безусловно, великих творцов эта эпоха получила название «Серебряный век» (ведь Золотой уже давно подошёл к концу, так что повторно использовать этот термин было бы странно и неуважительно к основоположникам языка в том виде, в котором он известен нам и сейчас).
Сравнение
Для того чтобы понять, в чем состоят отличия серебряного века от золотого, необходимо провести сравнение. Первый показатель – хронология. Золотой считается более древним, так как упоминается еще античными авторами. Серебряный век является практически современным, так как закончился около 100 лет назад. Для русской литературы золотым считается весь 19 век. Рубеж конца 19-начала 20 столетия принято уже относить к серебряному веку. Также деления имеются и по жанрам. Золотым считается век литературных произведений в целом 18-19 веков, серебряным называют время расцвета поэзии (19-начало 20 века).
Для определенного временного отрезка были выбраны драгоценные металлы не по значимости культурных ценностей, а для удобства систематизации. Это можно расценивать, как дань уважения творчеству авторов.
Существует и другое мнение, согласно которому авторы серебряного века слабее, чем те творцы, которые создали свои произведения в золотой век культуры. Многие философы расценивали серебряный век в качестве культурного ренессанса, русского литературного и художественного возрождения. В этот период потребовалось искать новые источники для вдохновения, следовать тенденциям и веяниям, связанным с модерном.
Золотой век пришелся на время становления литературной, художественной и в целом культурной традиции. В этот период формировалось все то, что сейчас принято называть классикой. Вместе с этим находили свое место и новые воплощения творческой мысли, возникали направления, связанные с философией и общественной проблематикой.
Серебряный век позволил получить новые мысли и идеи, взгляды и методы исполнения. Появилось мастерство владения словом. Этот период создал новые течения, методы воплощения, культурные взгляды. В этот период появились смелые направления, такие как акмеизм, символизм, имажинизм, футуризм, авангард. Их смелость и неповторимое своеобразие удивляют и современных ценителей прекрасного.
Культурные и литературные процессы тесно связаны с историей. С этой позиции также можно рассматривать различия между ними. Смена столетий и эпох является переломным и сложным моментом, поэтому культура отвечает неожиданными решениями в виде абстракции, новых рифм, смелых форм и нестандартных решений, которые были недоступны автором прошлого.
Начало XX века – серебряный век, сопровождалось становлением и развитием революционного движения. Технический прогресс заставлял ускориться не только машины и производство, но и творцов, писателей, поэтов, художников и скульпторов. Влияние на культурные процессы оказывало и развитие научной мысли. С ней связаны проблемы и переживания в области религии.
Серебряный век тесно связан с теми литературными направлениями, которые появились в то время. Рубеж веков родил огромное количество поэтов.
К течениям Серебряного века относятся символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм.
Символизм, имажинизм, акмеизм и футуризм – направления модернизма.
В соответствии с традициями символизма творили А. А. Блок, В. Я. Брюсов; имажинизма – раннее творчество С. А. Есенина, А. Б. Мариенгоф; акмеизма – А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам; футуризма – В. В. Маяковский, В. В. Хлебников.
Рис. 1. Модернистские течения.
Модернизм приходит на смену реализма, который еще продолжает развиваться в Серебряном веке (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький).
Модернизм предполагал выход за рамки реалистического направления. Писатели стали обращаться к вечным проблемам и мотивам, к библейским и фольклорным мотивам.
Каждое модернистское течение имело ряд отличительных черт.