9 просмотров

Причастный и деепричастный оборот

Прежде чем говорить о причастных и деепричастных оборотах, следует определиться с пониманием деепричастия и причастия.

Причастие – часть речи, которая отвечает на вопросы прилагательного, но имеющая свойства глагола.

В настоящий момент нет единства в понимание причастия лингвистами. Так, одни воспринимают причастие как форму глагола., другие считают его самостоятельной частью речи. Особенностью причастия является то, что оно согласуется с именем существительным. Причастие всегда образуется от глагола, но имеет признаки прилагательного.

Деепричастие также вызывает споры в лингвистических кругах. Для одних – это форма глагола, а для других – это самостоятельная часть речи. Тем временем деепричастие наделено как чертами глагола, так и чертами наречия.

Деепричастие – форма глагола или часть речи, которая отвечает на вопрос «что делая?», «что сделав?» и обладает свойствами и глагола и наречия.

Сравнение причастия и деепричастия в русском языке

Имеет свойства глагола и прилагательного

Имеет свойства глагола и наречия.

Отвечает на вопросы: «какой?»

«что делающий?», «что сделавший?»

Отвечает на вопросы: «как?», «с какой целью?», «что делая?», «что сделав?»,

Выполняет функцию определения. Краткое причастие является только сказуемым. Полное причастие может быть частью составного сказуемого.

Выполняет функцию обстоятельства

Причастия меняю окончания.

Не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается.

Что такое деепричастие и на какие вопросы оно отвечает

Деепричастие – это часть речи, которая является чем-то средним между наречием (что это?) и глаголом, так как имеет признаки и того, и того. Оно отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?», «Как?», «Когда?» и «Почему?»

Многие еще называют его двойным действием. И сейчас вы поймете почему, посмотрев примеры предложений с деепричастиями:

ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, РИСУЯ КАРТИНЫ
ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, СИДЯ ЗА ПАРТОЙ
ОН ПОПРОЩАЛСЯ, СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ
ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, УКРАСИВ ЕЛКУ

Как видно, в каждом из этих предложений есть основной глагол (прославился, решала, попрощался, сели) и деепричастие, которое можно назвать тоже некоей формой глагола (рисуя, сидя, собравшись, украсив), выражая добавочное действие.

Ну и чтобы убедиться, что это именно деепричастия, воспользуемся контрольными вопросами:

ХУДОЖНИК ПРОСЛАВИЛСЯ, (Что делая? Как?) РИСУЯ КАРТИНЫ
ШКОЛЬНИЦА РЕШАЛА ПРИМЕРЫ, (Как?) СИДЯ ЗА ПАРТОЙ
ОН ПОПРОЩАЛСЯ, (Что сделав?) СОБРАВШИСЬ ДОМОЙ
ВСЕ СЕЛИ ЗА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ, (Что сделав? Когда?) УКРАСИВ ЕЛКУ

Что такое деепричастный оборот?

Основу дее­при­част­но­го обо­ро­та, как мож­но понять из назва­ния этой син­так­си­че­ской кон­струк­ции, состав­ля­ет дее­при­ча­стие.

Девочка рас­смат­ри­ва­ла цве­ту­щий кле­вер, наблю­дая за пчелами.

Рассматривала, (что делая?) наблю­дая.

Девочка рас­смат­ри­ва­ла (основ­ное дей­ствие) и наблю­да­ла (доба­воч­ное действие).

В этом пред­ло­же­нии ука­жем у дее­при­ча­стия зави­си­мые слова:

В пред­ло­же­нии дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством, кото­рое обособ­ля­ет­ся неза­ви­си­мо от его место­по­ло­же­ния в предложении.

Не выде­ля­ют­ся дее­при­част­ные обо­ро­ты, пред­став­ля­ю­щие собой фра­зео­ло­ги­че­ские соче­та­ния, а так­же обо­рот, соеди­нен­ный сою­зом «и» с дру­гим одно­род­ным обстоятельством.

Примеры

Услышав стук колес подъ­ез­жа­ю­щей теле­ги, дедуш­ка Евсей открыл воро­та настежь.

Как-то летом, набрав пол­ные кор­зин­ки зем­ля­ни­ки, мы воз­вра­ща­лись в деревню.

Дети улег­лись на печи, быст­ро уснув под тихий раз­го­вор взрослых.

Сказки бабуш­ки Авдотьи ребя­тиш­ки слу­ша­ли рас­крыв рот.

Весь день стро­и­те­ли спо­ро рабо­та­ли засу­чив рукава.

Как ни спе­ши голо­ву сло­мя, все рав­но не успе­ешь засвет­ло вернуться.

Лектор гово­рил чет­ко и осо­бо выде­ляя тоном голо­са важ­ные поня­тия .

Правописание с НЕ

Обе части речи пишутся с НЕ слитно, если не употребляются без неё, к примеру: невзлюбивший, ненавидя.

В остальных случаях деепричастие с не пишется всегда раздельно, кроме слов с приставкой недо-, имеющей значение «меньше, чем положено», «некачественно», например недосмотрев за ребёнком. Сравните: не досмотрев фильм, то есть не закончив смотреть фильм.

Частицу «не» следует писать раздельно с краткой формой причастий (не вышиты), а также с полной при наличии поясняющих слов (не изданный вовремя роман), отрицания (далеко, вовсе, никогда, нисколько, ничуть и другие) или противопоставления (не начатый, а законченный).

Ошибки при употреблении причастных и деепричастных оборотов

Причастия и деепричастия — это «книжные» обороты, поэтому пользоваться ими умеют не все. Чтобы не выглядеть глупо, запомните несколько правил:

Не употребляйте с причастиями частицу «бы». Неправильно: «Нужен человек, сделавший бы эту работу для нас». Правильно будет заменить причастный оборот придаточным предложением: «Нужен человек, который сделал бы для нас эту работу».

Не добавляйте к причастному обороту союзы. Неправильно: «Собеседник, поскольку удивленный моими словами, замолчал». Правильно — без вспомогательного слова: «Собеседник, удивленный моими словами, замолчал».

Ставьте причастный оборот прямо перед определяемым словом или сразу после него. Не вставляйте между оборотом и определяемым словом ничего лишнего. Неправильно: «Дети бегут в класс, спешащие на уроки». Правильно — причастный оборот сразу после главного слова: «Дети, спешащие на уроки, бегут в класс».

Не ставьте определяемое слово внутри причастного оборота. Неправильно: «У него было раскрасневшееся лицо от мороза». Правильно: «У него было раскрасневшееся от мороза лицо».

Учитывайте время. «Продукция, производимая заводом в 1960-е годы, была некачественной» — неправильно. Речь идет о событиях прошлого, так что правильнее сказать: «Продукция, производившаяся заводом в 1960-е годы, была некачественной».

Не путайте действительные и страдательные причастия. Следите — где субъект, а где объект действия. Действительное причастие — «мальчик, прочитавший книгу». Страдательное причастие — «книга, прочитанная мальчиком».

Будьте осторожны с суффиксом -ся. Он подразумевает, что речь идет о субъекте, который активно действует сам. Поэтому неправильного говорить: «Детали, производящиеся на фабрике». Детали не производят сами себя, так что правильно сказать: «Детали, производимые на фабрике»

Заменяйте неблагозвучные обороты. В суффиксах причастий порой встречается избыток шипящих: «ищущий», «тащащий», «встретившийся». Это звучит нехорошо, и лучше заменять подобные обороты на придаточные предложения. Например, лучше сказать не «человек, затащивший в помещение большую сумку», а «человек, который затащил в помещение большую сумку».

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?


Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.


Предлагаем вариант выполнения данного задания:

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.


Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.


Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

Причастный оборот

Итак, конструкция причастного оборота включает в себя причастие и зависимые от него слова.

К обороту могут быть заданы такие вопросы: «что делающий?», «какой?», «что сделавший?».

В предложении оборот относится к слову, которое является либо существительным, либо местоимением. Именно с ним согласуется составляющее ядро конструкции причастие.

Синтаксическая роль грамматического комплекса – определение.

Рассмотрим конкретный пример:

С холма был виден мегаполис, сверкающий мириадами ярких огней.

«Сверкающий мириадами ярких огней» — это и есть причастный оборот. С центральным ядром-причастием – «сверкающий» и зависимыми от него словами «мириадами ярких огней».

К конструкции можно задать вопрос «что делающий?». Оборот относится к слову «мегаполис», которое является существительным. Выходит, что все признаки указывают на то, что синтаксический комплекс является именно причастным оборотом.

У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно – деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, не зависимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.

Деепричастный оборот не выделяется запятыми:

  • Если входит в состав фразеологического выражения Л(юди слушали гостя развесив уши);
  • Если деепричастие перешло в наречие и его можно заменить синонимичным наречием (Они шли не спеша (медленно)).
  • Если деепричастный оборот включает зависимое слово который или производные (Мы посетили лекцию, прослушав которую стали лучше разбираться в предмете).

Остапенко Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Свежие записи

  • Домашнее задание для 11 класса по русскому языку (22.01.18г.)
  • Домашнее задание для учеников 8 класса по русскому языку
  • Поздравляем победителей!
  • Домашнее задание для учеников 11 класса на 17.01.18г.
  • Добро пожаловать!
  • Ноябрь 2021

    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Янв
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930





    Copyright © 2021, . Proudly powered by WordPress. Wortex design by Iceable Themes.

    Способы образования

    С примерами и правилами образования причастий и деепричастий вы можете ознакомится в следующих таблицах.

    Причастие

    Образуется от глаголов суффиксальным способом. Схематически это выглядит так:

    «рисовать» + суффикс -ющ- => рисующий

    «спросить» + суффикс -вш- => спросивший

    «узнать» + суффикс -ем- => узнаваемый

    Образование причастий

    Краткие причастия образуются от основы полной формы причастия с помощью нулевого окончания, а также окончаний, соответствующих мужскому, женскому и среднему роду, множественной числу: написан, написана, написано, написаны.

    Деепричастие

    Деепричастие является неизменяемой частью речи, не имеет окончаний. Слова образуются при помощи формообразующих суффиксов по следующей схеме:

    «бежать» + суффикс -в- => пробежав

    «испечь» + суффикс -ши- => испёкши

    Образование деепричастий

    Сравнительная таблица

    Основные отличия и особенности рассматриваемых частей в таблице:

    ПричастиеДеепричастие
    Указывает на признак предмета по действию и относится к существительному или субстантивированным видам.Означает добавочное действие и принадлежит к глагольной форме.
    Отвечает на вопросы «какой?», «каков?», «что делающий?», «что сделавший?».Отвечает на вопросы «что делая?», «что сделав?».
    Может изменяться по типу прилагательного.Не меняется.
    Выступает в предложение в роли определения или является фрагментом составного именного сказуемого. Краткая форма бывает исключительно сказуемым.Синтаксической ролью считается обстоятельство.

    Причастия и деепричастия обладают определенными сходствами, но имеют и много отличий. Они касаются синтаксической роли, вопросов, происхождения. Это стоит учитывать при составлении предложений и их разборе.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Статья в тему:  Когда родился гейтс. Билл Гейтс: биография и история успеха. Билл Гейтс назвал величайшую ошибку Microsoft
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: