Афинский Акрополь: главная достопримечательность Греции
Афинский Акрополь: главная достопримечательность Греции
Акрополь в Греции не случайно одним из первых был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Туристам сложно удержаться от посещения Акрополя в Афинах, и для прибывших сюда впервые это неизбежно, как восход Солнца. Акрополь стал своеобразным символом античного величия, возвышающимся над современным городом, наполненным суетой. Благодаря этому уникальному сооружению, каждый, кто побывает в греческой столице, сможет прочувствовать дыхание той эпохи и хоть чуть-чуть приобщиться к культуре Древней Эллады.
- Как добраться до Акрополя в Афинах
- Акрополь на Карте Афин
- Краткая история Акрополя
- Археологический комплекс Акрополя
- Часы работы
- Билеты и цена
- Экскурсии и Аудио гид по Афинам на русском языке
Расположен Афинский акрополь на вершине 156-метрового холма, возвышающегося над городом. Первые укрепления на месте современного акрополя были построены очень давно. Считается, что его основателем был Кекроп, сын богини Геи – получеловек, полузмея. В микенский период здесь была царская резиденция. Здесь правил воспетый Гомером Тесей.
В VII веке до нашей эры начали строить Парфенон – самый значимый храм акрополя, а через век построили и храм Афины. Сегодня можно увидеть остатки его фундамента. В 480 году до н.э. Акрополь разрушили персы.
Спустя 33 года его начали восстанавливать и поручили это дело Фидию, создавшему статую Зевса в Олимпии. Он создал статую Афины Парфенос, которую через 900 лет перевезли в Константинополь, где она и сгорела при пожаре.
В XV веке Греция стала частью Османской империи и Афинский акрополь превратили в мечеть, потом в арсенал. В храме Эрехтейон (где прежде хранился символ Афин – оливковая ветвь) расположился гарем паши. Храм Ники Аптерос был разобран. После строения акрополя неоднократно подвергались вандализму европейцев.
После начала реставрации в XIX веке храм Ники Аптерос заложили заново, убрали позднюю застройку. Позже статуи и скульптуры храма перевезены в Британский музей и Лувр. А в афинский акрополь (Греция) поставили копии.
Афинский акрополь — достопримечательности и храмы
Несмотря на то, что храм не сохранился в первозданном виде, здесь все равно есть, что посмотреть. Например, такие достопримечательности Афинского акрополя:
- Святилище Афродиты Пандемос – расположен справа от ворот Бюле. От него остался только архитрав.
- Театр Диониса – самый древний театр мира. Здесь были представлены публике творения древних авторов: Софокла, Эсхила, Эврипида.
- Одеон Перикла.
- Одеон Ирода Аттика.
- Храм Эрехтейон.
- Храм Ники Аптерос.
- Статуя богини Афины.
Территория акрополя объявлена музеем. Вход на его территорию платный – 12 евро, но по билету можно попасть в Агору и храм Зевса. Открыт музей обычно с 8:00 до 18:30.
Афинский акрополь (Греция): интересные факты
Акрополь прекрасно виден со всех сторон, поскольку в Афинах запрещено строить дома, которые могут закрыть вид на него.
С греческого «акрополь» означает «укрепленное место в городе».
Если вы планируете посетить Грецию, чтобы увидеть Афинский акрополь, то советую заранее купить билеты и сделать греческую визу. Узнать о том, какие документы вам потребуются, поможет, к примеру, этот сайт, вот ссылка.
Ансамбль Афинского Акрополя
Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, храм Афины-Ники, статуя Афины воплощают в себе настоящее искусство. Сооружения Афинского Акрополя в своем первоначальном виде составляли единый архитектурный ансамбль. Вне сомнений их главный создатель Перикл имел общий план и чертежи построек. И большая часть задуманного была воплощена.
Любое описание Афинского Акрополя подскажет, что в основу ансамбля была заложена общественно-политическая идея. Комплекс представляет собой мемориал, увековечивающий победу греков над врагами. Героическую борьбу отождествляла статуя Афины Прохомас (или статуя Афины-воительницы), державшая в руках копье и шлем. В стилистическом плане огромное значение имеют ионические и дорические ордера.
Помимо единого ансамбля времен Перикла, план Афинского Акрополя содержит Одеон Герода Аттика (театр, построенный в 161 году у южного подножия холма), Святилище Зевса, Пандросейон, Театр Диониса, Асклепион и еще ряд объектов. Не считая Одеон, перечисленные постройки Афинского Акрополя представлены лишь небольшими фрагментами некогда величественных конструкций.
О музее Акрополя
Музейный комплекс Акрополя по праву причисляют к шедеврам мирового искусства. Памятник древней архитектуры входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, который ежегодно посещают 2 миллиона туристов со всего мира.
Недавно на обозрение туристов выставили очередную жемчужину музея – экспозицию Мосхофор. В центре композиции – юноша, приносящий в дар богине Афине «золотого» тельца. Вокруг – изящные утонченные фигуры молодых девушек.
Скульптура выполнена настолько реалистично, что прически и черты лиц девушек, складки на одежде смотрятся, будто живые. На прямоугольных фризах – изображения Олимпийских богов, сцены из древнегреческой мифологии, статуи кариатид, античных жриц.
Особенно красив Афинский Акрополь ночью, яркая и контрастная подсветка преображает ансамбль, вокруг которого с удовольствием проводит время греческая молодежь.
Дизайн интерьера и архитектура
Акрополь ( от греческого слова » акрополис» — что в переводе означает » верхний город») — представляет собой укрепленную часть города, находящуюся на возвышенности и предназначенную для обороны города в военное время. Акрополь был местом изначального поселения людей, а уже значительно позже вокруг него был построен нижний город, не имеющий значительных защитных сооружений.
Окруженные стенами города строились обычно вокруг холма или высокой скалы. На скале возводились внутренние укрепления. Такая цитадель в Древней Греции называлась Акрополем. Однако постройка выполняла не только роль внутренней крепости — греки хранили в глубине своего сознания представления о доисторических временах, и поднятая на скале площадь символизировала для них небесную сферу, священные очищающие душу силы и бессмертие.
Бесстрашные воины и мудрые военные инженеры укрепили вход в Акрополь лишь при приближении врага. Порог священного участка представлялся грекам своего рода границей бессмертия и земных прозаических дел. На акрополе были расположены храмы, посвященные древнегреческим богам. Одним из выдающихся памятников мировой архитектуры является Акрополь в Афинах.
Афинский акрополь занимает скалистый холм высотой более 150 метров. Его вершина пологая, и храмы построены на нем в восходящем порядке. Холм в ширину достигает размеров 170 метров, а в длину — около 300 метров.
Структура акрополя в Афинах.
Ансамбль Афинского Акрополя имеет в своем составе несколько храмов и других важнейших объектов, среди которых можно назвать следующие:
- Парфенон — это центральный и самый главный храм Акрополя, посвященный покровительнице городе, богине Афине. Построен храм в середине 5 века до нашей эры архитектором Калликратом.
- Гекатомпедон — один из древнейших храмов в составе Акрополя, который был построен в честь богини Афины, который был построен значительно раньше Парфенона.
- Эрехтейон — храм в составе Акрополя, расположенный севернее Парфенона, который также имел важное религиозное и культовое значение. Эрехтейон был посвящен богине мудрости Афине, богу морей Посейдону, а также легендарному афинскому царю Эрехтею.
- Статуя Афины Промахос — огромная бронзоая статуя богини Афины — покровительницы города — полиса. Ее автором стал скульптор Фидий, который воздвиг статую в 465 — 455 годах до нашей эры на возвышенном постаменте между храмами Парфеноном и Эрехтейоном.
Афина держит в руках щит и копье, а на голове статуи красуется золотой шлем. Копье также было сделано из чистого золота. В лучах солнца они сверкали, и их свет был виден на многие километры. Именно поэтому статуя Афины Промахос служила своеобразным маяком для моряков — по ней они ориентировались и успешно достигали берегов Эллады.
- Пропилеи — представляют собой проход, ограниченный колоннадой, который предназначен для торжественных шествий. Пропилеи не случайно стали визитной карточкой Акрополя — их стройная колоннада оформляет вход в ансамбль.
- Храм Ники Аптерос — посвящен богине Нике — победительнице. Храм расположен в юго — западном направлении от Пропилей. Он построен на выступе скалы, и поэтому дополнительно укреплен опорной стеной высотой в 8 метров. Храм Ники был построен архитектором Калликратом в 427 — 424 годах до нашей эры.
- Элевсинион
- Бравронейон — это святилище богини Артемиды Бравронской, которое было расположено в углу Акрополя рядом с Халькотекой. Богиня Артемида покровительствовала беременным женщинам и роженицам. Архитектура храма отличается простотой и изяществом.
- Халькотека — специальное здание, в котором были собраны для хранения оружие, ритуальные предметы и утварь для совершения жертвоприношений. Именно здесь хранились принадлежащие городу копья, щиты, панцири, катапульты, а также трофейное оружие, добытое в честном бою у неприятеля.
- Пандросейон — это храмовая постройка — святилище, построенное в честь дочери первого царя Аттики Кекропса, которую звали Пандроса. Двор святилища имеет трапециевидную форму. На его территории расположен алтарь бога Зевса Геркея — покровителя семейного очага.
- Аррефорион — это сооружение небольшого размера, служащее для проживания четырех аррефор — молодых девушек знатного происхождения, которые ткали пеплос, предназначенный в подарок богине Афине во время проведения ежегодных Панафинейских игр.
- Афинский алтарь — специальное место во дворе Акрополя, на котором было принято совершать ритуальные жертвоприношения в честь древнегреческих богов. Обычно жертвы необходимо было приносить во время проведения торжественных мероприятий и праздников.
- Святилище Зевса Полиея
- Святилище Пандиона — на сегодняшний день представляет собой руины разрушенного здания, которое в древности находилось в юго — восточной части Афинского Акрополя. Это небольшое сооружение было храмом легендарного древнегреческого героя Пандеониса, одного из афинских царей.
- Одеон Герода Аттического — представляет собой постройку в виде древнегреческого театра, рассчитанного для посещения 5 тысяч зрителей. Здание было построено в 165 году нашей эры по заказу греческого оратора и философа Герода Аттика в память о своей умершей супруге Регине. На сегодняшний день здание сохранилось практически полностью, и в нем проводятся спектакли и концерты.
- Стоя Эвмена — это двухэтажное здание, в экстерьере которого присутствуют колонны дорического ордера. Внутри сооружения расположены ионические колонны, а верхний ярус украшают капители, выполненный в пергамонском стиле. Впереди Стои находятся остатки фундамента памятника Никию. Стоя Эвмена была построена на склоне холма, и свое название получила по имени архитектора Эвмена II Пергамского.
- Асклепион — это древнегреческий храм, построенный в честь бога врачевания Асклепия. Святилище имело не только религиозно — культовое значение, но и выполняло функции лечебного учреждения. Асклепионы способствовали развитию медицинской науки в Древней Элладе.
Лечением больных занимались жрецы бога врачевания — асклепиады. Поначалу выполнялись только определенные ритуальные действия, но позже жрецы стали использовать различные целебные травы и снадобья. Это помогало излечению больных, а также способствовало накоплению специальных медицинских знаний.
- Театр Диониса
- Одеон Перикла
- Теменос Диониса
- Святилище Аглавры
Пропилеи.
Этой границей служили колоннада под названием Пропилеи. Греки усовершенствовали ордер, заимствованный из традиционной египетской архитектуры. Колонны Пропилеи выполнены в дорическом ордере, который греки считали воплощением силы и мужества.
Экстерьер Пропилеи не характеризуется симметричными линиями. Правое крыло постройки словно сжалось, чтобы освободить место для мраморного храма. Четыре колонны храмика, более тонкие и изящные, стоят на точеных подставках и завершаются двумя упругими завитками. Это колонны ионического ордера — воплощение изящной женственности.
Храм Ники Аптерос.
Богиня победы Ника изображена безоружной, ибо настоящая победа выше оружия. Победа непостоянна, поэтому Ника имеет орлиные крылья. После греко — персидских войн греки утверждали, что поселившись в их городе, Ника никогда уже его не покинет, и поэтому изображали победу без крыльев, а сооружение назвали храмом Бескрылой Победы — Ники Аптерос. Таким образом, Победа стала для Афин домашней богиней.
И, как доказательство того, что она чувствует себя уверенно и уютно, на одном из барельефов храма она неторопливо поправляет завязку сандалии. Храм Ники расположен непосредственно перед входом в Акрополь. Левое крыло Пропилеи — просторный мраморный павильон, в котором был устроен первый в мире музей живописи — Пинакотека.
Статуя Афины Промахос.
Подобно тому, как другие города являлись отдельными друг от друга полисами, Акрополь был особенным миром, противопоставленным городу — миром, в котором реальность сливалась с вымыслом. Пришедших на Акрополь встречала огромная фигура в чешуйчатом панцире, отлитая из бронзы.
В борьбе за независимость было осознанно единство между людьми и землей. Грек беззаветно служил отечеству. Завоеванный мир мог оказаться непрочным, и Афины в любой момент могли снов обратиться к войне. Вооруженный мир существовал в обличии покровительницы полиса в доспехах и шлеме. Бронзовая фигура, опирающаяся на копье, была для афинян самой богиней Афиной.
Греческие скульпторы не придерживались раз и навсегда установленных стандартов, они постоянно находились в творческом поиске. Художник стремился придать фигуре более выразительную позу или новый жест. Каноны греческого искусства не были неизменны и за их строгим соблюдением жрецы не следили. Каждый мастер вносил свои изменения. Также греческому искусству были неведомы раз и навсегда установленные сюжеты.
Мир представлялся грекам в постоянном циклическом движении. Пластическое воплощение богов и героев было утверждением совершенства. Скульптура считалась главным из искусств, и работы над созданием скульптурных композиций возглавлял гениальный древнегреческий скульптор Фидий — творец бронзовой статуи Афины.
Как гласил миф, на роль покровителя города — полиса претендовали два божества — Афина и бог морей Посейдон. Во время спора Афина слегка коснулась скалы копьем, и на этом месте выросла олива. В свою очередь, Посейдон ударил трезубцем о камень, и из него забила вода.
Однако боги единодушно признали чудо, сотворенное Афиной, более полезным, и отдали город под ее покровительство. Свое название город также получил по имени богини.
Бог морей Посейдон был еще и богом богачей, в то время как богиня мудрости Афина покровительствовала труженикам. Миф о победе Афины над Посейдоном запечатлен в скульптурной композиции на западном фронтоне Парфенона — главного храма Акрополя.
Большинство фигур изображены обнаженными. Идеалом греков была гармония внешней и внутренней красоты, единство тела и духа. Греческие боги, непоседливые, пылкие и деятельные по своему характеру были похожими на самих греков.